Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 589209-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - дети-сироты) жилыми помещениями.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающие, что детям-сиротам не являющимся нанимателями, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, а также детям-сиротам в случае, если их вселение в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находится место жительства указанных граждан, в порядке установленном законодательством субъектов Российской Федерации предоставляются однократно благоустроенные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом, если указанные лица не нуждаются в данный момент в жилье (обучаются в образовательном учреждении и проживают в общежитии, проходят военную службу по призыву), то по их письменному заявлению жилые помещения могут предоставляться по окончании ими обучения в образовательной организации или прохождения военной службы, что позволит им избежать расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилого помещения во время их отсутствия.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случаях приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Вместе с тем законопроектом допускается предоставление жилых помещений детям-сиротам до достижения ими возраста 18 лет, в предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации случаях.
Законопроектом предполагается создание нового вида специализированного жилищного фонда - специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот.
Жилые помещения из указанного фонда предлагается предоставлять детям-сиротам по срочному договору найма, что позволит предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения.
Установленный законопроектом пятилетний срок действия договора найма жилого помещения может быть продлен не более одного раза в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В связи с тем, что фактически порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями не изменяется, а новый вид жилищного фонда создается только за счет изменения статуса жилых помещений, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках существующих полномочий по обеспечению жильем детей-сирот (указанные жилые помещения будут относиться к специализированному жилищному фонду, а не к фонду жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма), дополнительные финансовые затраты из соответствующих бюджетов на создание и содержание специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не потребуются.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В ряде случаев определить место жительства ребенка не представляется возможным, тогда местом жительства признается учреждение, в которое этот ребенок помещен под надзор, что не всегда отвечает его интересам. Законопроект дает возможность субъектам Российской Федерации предоставлять жилые помещения на территории всего субъекта Российской Федерации, исходя из интересов несовершеннолетнего и возможностей субъекта Российской Федерации.
Законопроектом устанавливается, что жилые помещения детям-сиротам предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам, установленным законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях защиты прав детей-сирот законопроектом предусматривается перечень обстоятельств, при которых вселение их в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно. К таким обстоятельствам относятся: проживание в жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот, а также лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим нормам.
Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные обстоятельства, по которым вселение их в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно.
В целях предотвращения утраты жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма, либо собственниками которых являются дети-сироты во время пребывания детей-сирот в соответствующих организациях для детей-сирот, а также в период их обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо прохождения военной службы по призыву, либо отбывания наказания в исправительном учреждении законопроектом предлагается возложить на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроль за использованием, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений, а также соблюдением прав детей-сирот при отчуждении жилых помещений или изменении и расторжении договора социального найма.
В законопроекте исключается понятие "закрепленное жилое помещение", используемое в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с целью устранения разночтений, связанных с толкованием указанной нормы, а также с практикой ее применения. Кроме того, жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрена такая форма сохранения жилого помещения как "закрепление". Фактически под "закрепленным жилым помещением" понимается жилое помещение, в отношении которого у детей-сирот имеется право собственности или право пользования, в связи с чем необходимость дополнительного закрепления жилого помещения за такими гражданами отсутствует.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", закрепив в перечне полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопроса по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
При этом органы местного самоуправления могут в установленном порядке наделяться указанными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем детей-сирот.
Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставляется право создавать региональный и (или) муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот.
Законопроектом вносятся изменения в раздел IV Жилищного кодекса Российской Федерации, соответствующие новой редакции статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В целях сохранения права на жилое помещение у граждан из числа детей-сирот, которые имели указанное право, но не смогли его реализовать по не зависящим от них причинам, вводится статья, предусматривающая порядок вступления в силу Федерального закона и его применения к отношениям, связанным с предоставлением жилых помещений детям-сиротам, возникшим до вступления в силу указанного Федерального закона.
Принятие законопроекта позволит обеспечить введение эффективного механизма реализации права детей-сирот на предоставление жилого помещения и обеспечения сохранности жилья, принадлежащего детям-сиротам.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В соответствии с предполагаемой законопроектом редакцией пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) устанавливается перечень условий, когда вселение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - дети-сироты) в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно.
Таким образом, к числу детей-сирот, которые в соответствии с Законом должны обеспечиваться жилыми помещениями (численность таких граждан по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 77 552 человека), добавятся дети-сироты, вселение которых в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно, что потребует дополнительного финансирования со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
По данным проведенных Минобрнауки России в 2007 - 2010 годах мониторингов, количество ежегодно выявляемых детей-сирот, вселение которых в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно, составляет 3,0 - 3,5 тыс. человек, или не более 5% от общего числа детей-сирот, которые должны обеспечиваться жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 8 Закона обеспечение жилыми помещениями детей-сирот относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Исходя из социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метра общей площади жилья для одиноких граждан и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2010 года по Российской Федерации, установленной приказом Минрегиона России от 30 июня 2010 г. N 313 в размере 29 050 рублей, увеличение затрат на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан составит примерно 3 355,28 млн. рублей ежегодно (3 500 человек х 33 кв. метра х 29 050 рублей = 3 355,28 млн. рублей).
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует принятия других нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.