Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 593780-5 "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проводимая в последние годы государственная политика в отношении общественных организаций инвалидов, заключающаяся в снижении ранее предоставленных преференций как для самих общественных организаций инвалидов, так и для созданных ими коммерческих организаций, при этом, по условиям предоставления преференций, в этих коммерческих организациях должны работать не менее 50 процентов инвалидов и организации обязаны делать отчисления на уставную деятельность общественным организациям инвалидов.
В результате такой политики произошло резкое сокращение количества работающих инвалидов и эта ситуация, особенно в условиях кризиса, постоянно ухудшается. В таблице приводятся данные о состоянии производственной базы трех крупнейших общероссийских общественных организаций инвалидов - Всероссийских обществ глухих, инвалидов и слепых.
Общероссийская общественная организация инвалидов |
Количество предприятий и других коммерческих структур |
Количество работающих: |
|
всего |
из них инвалидов |
||
2000 год | |||
Всероссийское общество глухих |
70 |
7213 |
4281 |
Всероссийское общество инвалидов |
2246 |
72489 |
31524 |
Всероссийское общество слепых |
198 |
42622 |
23063 |
2009 год | |||
Всероссийское общество глухих |
28 |
1238 |
729 |
Всероссийское общество инвалидов |
728 |
10223 |
4385 |
Всероссийское общество слепых |
156 |
20000 |
11000 |
Из таблицы видно, в настоящее время по сравнению с 2000 годом, когда преференции по предпринимательской деятельности предоставлялись в наиболее полном объеме, производственная база трех крупнейших общероссийских общественных организаций инвалидов значительно уменьшилась, причем эта производственная база сохраняется только благодаря финансовой поддержке (субсидиям) из федерального бюджета.
Отсутствие условий для привлечения инвалидов на рынок труда привело к тому, что по данным Счетной палаты Российской Федерации доля работающих инвалидов в нашей стране составляла в 1991 году 22% от их общего количества, в 2003 году - 9,6%, в 2005 году 9%, а в 2007 году - около 8%.
Действующее законодательство по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования после переходного периода убирает основную преференцию организациям инвалидов - льготу по уплате страховых взносов, не предлагая взамен ни одного варианта по компенсации очередных потерь.
Это приведет к дальнейшему сокращению производственной базы общероссийских общественных организаций инвалидов, как по количеству предприятий, так и по занятости работающих, в том числе инвалидов. Сокращение производственной базы еще в большей степени снизит отчисления на уставную деятельность, что в свою очередь вызовет сокращение социальных и реабилитационных программ, проводимых региональными и местными организациями общероссийских общественных организаций инвалидов, а в дальнейшем возможно и прекращение их деятельности. Например, только в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проведенных Всероссийским обществом инвалидов в последние годы, приняли участие более 650 тысяч инвалидов практически из всех регионов России.
Предлагаемые изменения в законодательство о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды устанавливают тарифы, принятые для хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями, организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Эта мера призвана сгладить негативные процессы, вызванные отменой преференций организациям инвалидов в последние годы. Что касается общероссийских общественных организаций инвалидов, сокращение преференций может привести к полному разрушению этих организаций, которые на протяжении десятилетий брали на себя большую работу по различным направлениям социальной реабилитации инвалидов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" потребует дополнительные расходы из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Эти расходы определяются как разница между суммой страховых взносов, которую должны уплатить общероссийские общественные организации инвалидов начиная с 2012 года в соответствии с тарифами, установленными частью 2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ и суммой страховых взносов в соответствии с предлагаемым законопроектом.
В таблице представлены расчетные данные (в млн. руб.) о величине выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов и, соответственно, о размере компенсации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих фондов на 2012-2019 годы. Расчеты сделаны для четырех крупнейших общероссийских общественных организаций инвалидов (Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых и Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны"), в которых сосредоточено большинство предприятий и коммерческих организаций общественных объединений инвалидов. За базу расчета взят общий фонд оплаты труда в этих организациях в 2010 году.
Соответственно, общий объем трансфертов по крупным общероссийским общественным организациям инвалидов составят на указанный период 6211,7 млн. рублей (без учета инфляции), а если брать в расчет другие общественные организации инвалидов, расходы не превысят 6,4 млрд. рублей, то есть в среднем по 0,8 млрд. рублей в год. Это, например, составляет всего около 0,015% от ежегодного бюджета Пенсионного фонда России.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в другие федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.