Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 587620-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Обоснование целей законопроекта
Министерством транспорта Российской Федерации разработан и вносится на рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект).
Разработка законопроекта вызвана необходимостью внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью восполнения пробелов в части применения мер административной ответственности на морском транспорте.
Законопроект является необходимым правовым актом в части систематизации и совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере торгового мореплавания.
Обоснование необходимости принятия законопроекта и его основные положения
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) содержит положения по регулированию государственного управления и государственного надзора в области торгового мореплавания и судоходства и, соответственно, указания относительно компетенции федеральных органов исполнительной власти в указанных сферах. Однако не все положения КТМ РФ в настоящее время подкреплены соответствующими положениями российского законодательства, необходимыми для их реализации на практике.
В соответствии со статьей 84 КТМ РФ за нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Со статьей 84 КТМ РФ корреспондируются статьи 8.22, 8.23, 11.6, часть 1 статьи 11.7, статьи 11.8 - 11.11, часть 1 статьи 11.13, часть 2 статьи 11.14, статьи 11.15, 11.16, часть 2, 3 и 5 статьи 11.17, пункты 3 и 4 части 1 и часть 4 статьи 11.18, части 1, 3 и 4 статьи 11.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Указанные статьи КоАП РФ содержат составы правонарушений на морском транспорте, касающиеся безопасности мореплавания и порядка в морских портах.
В то же время, иные статьи КТМ РФ, предусматривающие применение мер административной ответственности на морском транспорте, не подкреплены соответствующими положениями КоАП РФ.
Так, статьей 51 КТМ РФ предусмотрено, что лицо, уклоняющееся от обязательной регистрации судна, зарегистрировавшее его в одном из реестров судов с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информирования об изменении сведений, вносимых в реестры судов, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 90 КТМ РФ в районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке. Капитан судна, нарушивший данное правило, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 95 КТМ РФ капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна. Лоцман вправе потребовать от капитана судна объявления иных данных о судне (маневренных характеристик и других), которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна. При этом пункт 2 указанной статьи устанавливает, что за необъявление или неправильное объявление данных о судне, капитан судна несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отсутствие соответствующих составов правонарушений в КоАП РФ делает невозможной применение на практике статей 51, 90 и 95 КТМ РФ.
В этой связи необходимо внести в КоАП РФ изменения, которые будут предусматривать наложение административной ответственности, предусмотренной указанными статьями.
В целях реализации на практике положений статей 90 и 95 КТМ РФ предлагается дополнить статью 11.7 КоАП РФ частями 3 и 4, предусматривающими наложение на капитана судна административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от трех до шести месяцев в случае осуществления им плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта, а также наложение на капитана судна административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей в случае необъявления или неправильного объявления им сведений об осадке, длине, ширине, вместимости и других данных о судне.
В целях реализации на практике положений статьи 51 КТМ РФ предлагается дополнить статью 19.22 частью 2, определяющей состав правонарушений и меры административной ответственности в случае уклонения лица от обязательной регистрации морского судна, судна смешанного (река-море) плавания; нарушение установленного порядка регистрации морских судов, судов смешанного (река-море) плавания и прав на них в одном из реестров судов Российской Федерации; нарушение обязанности информировать орган, уполномоченный в области государственной регистрации судов и прав на них, об изменении сведений, вносимых в реестры судов Российской Федерации.
В связи с тем, что суда являются объектами недвижимого имущества (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), представляется целесообразным установить размеры административных штрафов за совершение правонарушений в сфере регистрации судов, аналогичные административным штрафам, налагаемым при несоблюдении порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (статья 19.21 КоАП).
При уклонении лица от обязательной регистрации судна; нарушении установленного порядка регистрации судов и прав на них в одном из реестров судов Российской Федерации; нарушении обязанности информировать орган, уполномоченный в области государственной регистрации судов и прав на них, об изменении сведений, вносимых в реестры судов Российской Федерации предусматривается наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Указанные размеры штрафы предлагается установить в связи с тем, что одобренный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 8 июня 2011 года проект федерального закона N 324214-5 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", не предусматривает обязательный заход судна в морской порт Российской Федерации для совершения регистрационных действий. В этой связи нарушения правил регистрации судов, создают предпосылки возникновения рисков регистрации под российским флагом "субстандартных" судов, не отвечающих международным и национальным требованиям безопасности мореплавания.
Внесение указанных дополнений в КоАП РФ позволит на законодательном уровне закрепить механизм привлечения к ответственности за нарушение требований, установленных КТМ РФ, и тем самым снизить количество правонарушений в данной области.
Место законопроекта в системе действующего законодательства
Место законопроекта в системе законодательства определяется предметом его правового регулирования. Согласно пункту "а" статьи 71 Конституции Российской Федерации изменение федеральных законов находится в ведении Российской Федерации. В этой связи принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" соответствует сфере ведения Российской Федерации.
С учетом регулируемых вопросов законопроект следует отнести к законодательным актам в области административных правонарушений, он призван регулировать общественные отношения, возникающие из нарушений на морском транспорте. Законопроект предполагает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - основной федеральный закон, регулирующий отношения в области административных правонарушений.
Согласно Классификатору правовых актов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511, законопроект относится к институтам "отдельные виды административных правонарушений" (020.060.070), "органы, полномочные рассматривать административные дела" (020.060.040), входящим в подотрасль "административные правонарушения и административная ответственность" (020.060.000) отрасли "основы государственного управления" (020.000.000).
Данный законопроект направлен на реализацию положений Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", предусматривающих применение мер административной ответственности к лицам, совершившим правонарушение на морском и внутреннем водном транспорте.
Реализация законопроекта послужит восполнению правовых пробелов и созданию нормативных условий, необходимых для правового регулирования отношений, возникающих из торгового мореплавания, а также при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, в части применения мер административной ответственности.
Прогноз социально-экономических и иных последствий принятия законопроекта
Принятие настоящего законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Реализация предлагаемых решений не повлечет изменений объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления; выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов; сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Принятие и реализация данного законопроекта будет служить созданию оптимальных условий для эффективного функционирования отечественного морского транспорта путем совершенствования правового регулирования отношений, возникающих из торгового мореплавания, в части применения мер административной ответственности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.