Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 599228-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает продление действия положений бюджетного законодательства Российской Федерации о формировании и исполнении федерального бюджета без разделения его доходной части на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы и о приостановлении ограничений дефицита федерального бюджета до 1 января 2015 г.
Переход к раздельному планированию доходной части федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы был обусловлен формированием федерального бюджета с профицитом и сбережением части нефтегазовых доходов. Этот подход необходим в целях контроля зависимости бюджетной политики от колебаний внешней экономической конъюнктуры, а также обеспечения стабильного уровня расходов бюджета в случае неожиданного снижения цен на ресурсы на мировых энергетических рынках и постепенного перехода к обеспечению большей части расходов бюджета ненефтяными поступлениями.
С учетом прогнозируемого в 2011 - 2013 годах дефицита федерального бюджета, снижения нефтегазовых доходов, Федеральным законом от 30 сентября 2010 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 245-ФЗ) до 1 января 2014 г. были приостановлены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), закрепляющие раздельное планирование нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта.
Учитывая, что в 2012 - 2014 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, снижения нефтегазовых доходов, использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для финансирования дефицита федерального бюджета законопроектом (подпункт "а" пункта 1 статьи 2) предлагается продлить на 1 год (до 1 января 2015 г.) приостановление норм Кодекса, предусматривающих:
формирование нефтегазовых доходов федерального бюджета (пункт 1 статьи 96.6);
формирование и использование нефтегазового трансферта (пункт 3 статьи 96.7);
величину, источники формирования Резервного фонда и требование к установлению в федеральном законе о федеральном бюджете объема использования средств этого фонда (пункты 2 и 3 статьи 96.9);
источники формирования Фонда национального благосостояния (пункт 3 статьи 96.10);
отнесение доходов от доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния на прирост средств Фонда национального благосостояния, переданных в доверительное управление (пункт 4.1 статьи 96.11);
учет нефтегазовых доходов федерального бюджета, операций с этими доходами, представление отчетности об их поступлении и использовании, опубликование сведений об их использовании и зачислении в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (пункты 1 - 3, 5 и 6 статьи 96.12).
Поскольку в 2012 - 2014 годах не предполагается формирование нефтегазового трансферта предлагается также продлить приостановление следующих норм:
об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета для финансового обеспечения нефтегазового трансферта (пункт 4 статьи 94 Кодекса);
о внесении в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период расчетов прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета (пункт 4 статьи 192 Кодекса);
о рассмотрении Государственной Думой в первом чтении прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета и объема нефтегазового трансферта (пункт 2 статьи 199 Кодекса);
об учете нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период (пункты 2 и 3 статьи 212 Кодекса), а также при его рассмотрении и утверждении (пункт 2 статьи 213 Кодекса);
об учете нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в доходах, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете общего объема доходов (пункт 1 статьи 232 Кодекса).
При этом необходимо пролонгировать на 1 год действие части 2 статьи 6 Закона N 245-ФЗ, предусматривающей, что объемы средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, используемых по решению Правительства Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета (подпункт "а" пункта 3 статьи 2 законопроекта).
Кроме того, в акты бюджетного законодательства Российской Федерации предлагается внести изменения, предусматривающие:
перенос на 1 января 2015 г. даты вступления в силу части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", которая вводит в действие нормы, определяющие величины ненефтегазового дефицита федерального бюджета и нефтегазового трансферта к объему валового внутреннего продукта (пункт 2 статьи 96.7 и пункт 2 статьи 96.8 Кодекса);
продление до 1 января 2015 г. установленного частью 3 статьи 4 Закона N 245-ФЗ приостановления действия пункта 3 статьи 94 Кодекса, которым установлен предельный размер общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в размере 1 процента прогнозируемого валового внутреннего продукта, а также действия пункта 1 статьи 96.9 Кодекса в части цели использования средств Резервного фонда и пункта 4 этой же статьи, в соответствии с которым средства Резервного фонда используются только для финансового обеспечения нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов федерального бюджета (подпункт "а" пункта 1 статьи 2 законопроекта).
В целях направления в доходную часть федерального бюджета:
доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния предлагается продлить до 1 февраля 2015 г. введенное Законом N 245-ФЗ приостановление норм пункта 3 статьи 96.9 и пункта 3 статьи 96.10 Кодекса, предусматривающих направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на формирование этих фондов, и возможность использования их на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета (подпункт "б" пункта 1 и подпункт "б" пункта 3 статьи 2 законопроекта);
доходов от перечисления фактически полученной Центральным банком Российской Федерации прибыли необходимо продлить приостановление до 1 января 2015 г. действие части 1 статьи 26 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части перечисляемых в федеральный бюджет процентов фактически полученной Банком России по итогам года прибыли, и сохранить размер прибыли, полученной Банком России по итогам 2010, 2011, 2012 и 2013 годов и подлежащей перечислению в федеральный бюджет, на уровне 75 процентов (пункт 2 и подпункт "в" пункта 3 статьи 2 законопроекта).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.