Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 599614-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением нового вида государственной социальной помощи для пенсионеров", вносимый депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.П. Таскаевым и М.С. Рохмистровым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и другие законодательные акты Российской Федерации в целях установления нового вида государственной социальной помощи - федеральной и региональной социальных субсидий пенсионерам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Следует отметить, что упомянутый Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи прежде всего малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Предоставление социальных субсидий (федеральной и региональной) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только тем малоимущим гражданам, которые являются пенсионерами, ставит данную категорию лиц в преимущественное положение по сравнению с иными получателями государственной социальной помощи.
Необходимость предоставления названных социальных субсидий не может быть обоснована статусом пенсионера, она определяется нуждаемостью гражданина. Положения законопроекта, устанавливающие компенсацию 50 процентов расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для указанных пенсионеров, противоречат принципу адресности оказания государственной социальной помощи.
Законопроектом предлагается отнести назначение и выплату федеральных социальных субсидий пенсионерам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Однако в перечень категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, установленный статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", данная категория не включена.
Следует обратить внимание, что в настоящее время в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - жилищная субсидия) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на указанные цели в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета жилищных субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и размеры максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Таким образом, размер жилищной субсидии компенсирует гражданам недостающую часть доходов для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Законопроектом предлагается, устанавливая пенсионерам социальные субсидии (федеральную и региональную) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в рамках государственной социальной помощи, исключить указанных лиц из числа граждан, которым предоставляется жилищная субсидия.
Данный подход не учитывает, что нормы Федерального закона "О государственной социальной помощи" и Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на правовое регулирование различных общественных отношений, они различаются по предмету правового регулирования и кругу лиц, на которых распространяется их действие. Жилищные субсидии являются одной из гарантий социальной защиты граждан при осуществлении ими права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Следует также иметь в виду, что введение социальной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федерального уровня приведет к перераспределению расходных обязательств между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в части предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом финансово-экономическое обоснование к законопроекту содержит только методику определения объема предполагаемых расходов из федерального бюджета, в нем отсутствуют расчеты и обоснования, в связи
с чем провести финансово-экономическую экспертизу предлагаемых решений не представляется возможным.
Учитывая изложенное, проект федерального закона Правительство Российской Федерации не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.