Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 599809-5 "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Обоснование целей законопроекта
Министерством транспорта Российской Федерации разработан и вносится на рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).
Разработка законопроекта вызвана необходимостью внесения изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с целью повышения эффективности судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов по выплате заработной платы и других причитающихся им сумм за работу на борту судна.
Законопроект является необходимым правовым актом в части совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере торгового мореплавания.
Обоснование необходимости принятия законопроекта и его основные положения
Специфика труда моряков выражается в том, что зачастую их место жительства не совпадает с местом нахождения работодателя (судовладельца), где оформляются трудовые отношения. Суда, на которых моряки не только работают, но и живут по несколько месяцев, крайне редко заходят в порт приписки судна или к месту нахождения судовладельца. К тому же существует возможность ухода моряков в отпуск или увольнения с работы непосредственно с борта судна в любом из портов захода. О наличии данной проблемы свидетельствуют неоднократные обращения Российского профессионального союза моряков (далее - РПСМ).
Наиболее эффективным и надежным средством защиты трудовых прав моряков является обращение в суд. В соответствии со статьей 28 ГПК РФ иски к организации предъявляются в суд по месту нахождения организации. Следовательно, члены экипажей российских морских судов могут обращаться с исками о взыскании заработной платы и других сумм только по месту нахождения работодателя (судовладельца). Статья 29 ГПК РФ, устанавливающая подсудность по выбору истца, также не позволяет членам экипажей российских морских судов обращаться в суд с исками о взыскании заработной платы и других сумм по месту приписки или месту фактического нахождения судна.
Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 402 ГПК РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 18 "О подсудности дел, вытекающих из морских требований" дела с участием членов экипажей иностранных морских судов рассматриваются судами Российской Федерации по месту нахождения судна.
В соответствии со статьей 389 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) требования о взыскании заработной платы и других причитающихся членам экипажа сумм относятся к морским требованиям. Согласно статье 388 КТМ РФ судно может быть арестовано только по морскому требованию.
Однако арест судна является исключительно обеспечительной мерой, которая призвана гарантировать права лиц, предъявивших морское требование. Решение об аресте судна в качестве обеспечительной меры принимается судом только после подачи иска, который применительно к членам экипажей российских морских судов может быть подан по месту нахождения работодателя (судовладельца).
С учетом этого, члены экипажей российских морских судов, в отличие от иностранных лиц, лишены права обращаться с исками о взыскании заработной платы и других сумм по месту приписки или фактического нахождения судна, что ставит российских граждан в неравное положение с иностранными лицами.
Следует отметить, что место регистрации российского морского судна часто не совпадает с местом регистрации юридического лица судовладельца. Складывается ситуация, в результате которой моряк должен обращаться за защитой своих трудовых прав в суд, находящийся не в порту регистрации или нахождения морского судна и вне места своего проживания. Одним из ярких примеров явилась попытка членов экипажа рефрижератора "Василеостровский" по приходу судна в порт г. Санкт-Петербург обратиться в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате непосредственно в суд по месту нахождения названного судна. Однако, Определением мирового судьи судебного участка N 69 Кировского района г. Санкт-Петербурга от 26 марта 2007 г. поданное членами экипажа судна исковое заявление было возвращено в связи с несоблюдением ими общего правила о предъявлении исков по месту нахождения организации, и морякам было предложено обратиться с иском по подсудности в г. Элисту (Республика Калмыкия), где в качестве юридического лица зарегистрирован ответчик, владелец этого судна - ЗАО "Трансмар".
По информации РПСМ, в 2010 году в судах Российской Федерации рассмотрено исков по взысканию задолженности по заработной плате членов экипажей российских морских судов на общую сумму порядка 7 млн. рублей. При этом количество истцов составило 25 человек.
Отсутствие в законодательстве прямых норм, позволяющих членам экипажей российских морских судов обращаться с требованиями о взыскании заработной платы и других сумм не только в суд по месту регистрации организации, с которой они находятся в трудовых отношениях, но и в суд по месту нахождения на территории Российской Федерации морского судна или порта приписки судна является препятствием для реализации российскими моряками права на судебную защиту.
В целях устранения данного препятствия предлагается пополнить часть 8 статьи 29 ГПК РФ положением, согласно которому иски о взыскании заработной платы, и других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и взносов по социальному страхованию могут быть предъявлены также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.
Внесение изменения в ГПК РФ с целью установления подсудности по выбору истца дел о взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа за работу на борту судна, позволит распространить применяемое в отношении членов иностранных морских судов правило альтернативной территориальной подсудности и на членов экипажей российских морских судов, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации.
Место законопроекта в системе действующего законодательства
Место законопроекта в системе законодательства определяется предметом его правового регулирования. В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданско-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Следовательно, разработка законопроекта в форме федерального закона соответствует части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
С учетом регулируемых вопросов законопроект следует отнести к законодательным актам в области гражданского процесса, он призван регулировать общественные отношения, возникающие из нарушений трудовых прав моряков. Законопроект предполагает внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" - основной федеральный закон, регулирующий отношения в области гражданского процесса.
Согласно Классификатору правовых актов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511, законопроект относится к институту "труд" (060.020.000) и подотраслям "оплата труда" (060.020.090), "гарантии и компенсации" (060.020.110), "трудовые споры" (060.020.170); к институту "гражданский процесс" (180.040.000), "исполнительное производство" (180.080.000).
Прогноз социально-экономических и иных последствий принятия законопроекта
Принятие настоящего законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Реализация предлагаемых решений не повлечет изменений объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления; выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов; сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Принятие и реализация данного законопроекта будет служить созданию оптимальных условий для обеспечения эффективной судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов по выплате заработной платы и других сумм, причитающихся им за работу на борту судна.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения норм законопроекта
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.