Досье на проект федерального закона
В рейтинге состояния коррупции в странах мира Российская Федерация в 2009 году занимала 146 место, в 2010 году - 154 из 180, сравнявшись с Папуа - Новой Гвинеей, Кенией и Лаосом.
Крайне негативное влияние коррупции на экономическое, социальное развитие России, на её имидж в мире очевидно. Также очевидно, что основной сегмент коррупции в стране приходится на должностных лиц, осуществляющих властные и распорядительные функции в государственных органах и органах местного самоуправления.
Признавая разрушительную силу коррупции и необходимость радикальной борьбы с ней, Российская Федерация в 2006 году присоединилась к Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года.
Среди набора мер, направленных на противодействие коррупции, Конвенция ООН в статье 20 предписывает признать в качестве уголовно-наказуемого деяние, когда оно совершается умышленно - незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
В целях реализации предписаний указанной Конвенции предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 290.1, устанавливающей уголовную ответственность за незаконное обогащение должностных лиц, перечисленных в примечании к статье 285 УК РФ.
Концептуальную основу данной нормы составляет публично-правовой порядок оплаты труда должностных лиц. Ее задача заключается в подавлении у должностных лиц, перечисленных в примечании к статье 285 УК РФ, мотиваций для совершения коррупционных правонарушений, которые имеют корыстную направленность.
Как известно, деньги "не лежат на дороге" и не "падают с неба". Поэтому источником разумно необъяснимого несоразмерного официальным доходам увеличение имущества должностного лица, может быть только торговля его публичными полномочиями и соответствующим положением. Поэтому установление факта необъяснимых сверхприбылей чиновника, приобретение им дорогостоящего имущества или прав на него, которые он не может разумным образом объяснить, дают обоснованные основания полагать, что эти сверхприбыли и имущество имеют незаконное происхождение, а сам чиновник коррумпирован.
Введение данной нормы в УК РФ не противоречит положениям Конституции РФ и федеральным законам.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, конституционное право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не исключает возможность закрепления в законе определенных требований к лицам, осуществляющим деятельность в органах государственной власти и местного самоуправления.
Гражданин РФ, пожелавший реализовать указанное конституционное право, добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре. Из этого вытекает, что запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, который приобретает должностное лицо, не могут рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица.
Круг субъектов, подпадающих под понятие "должностное лицо", указан в примечании к статье 285 УК РФ и не требует дополнительных определений.
Понятие термина "имущество", использованное в предлагаемой статье 290.1 УК РФ, вытекает из определения объектов гражданских прав, данных в соответствующих статьях Гражданского кодекса РФ.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.