Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и земельным отношениям Пятого созыва по проекту N 284072-4 Федерального закона "Общий технический регламент "О водоотведении" - внесен членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, О.Е. Пантелеевым, С.А. Шуваловым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, депутатами Государственной Думы Н.И. Сапожниковым, М.Я. Хесиным, А.А. Агеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 284072-4 "Общий технический регламент "О водоотведении", внесенный членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, О.Е. Пантелеевым, С.А. Шуваловым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, депутатами Государственной Думы Н.И. Сапожниковым, М.Я. Хесиным, А.А. Агеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Федеральным законом от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" устранено деление на общие технические регламенты и специальные технические регламенты.
Законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации в 2006 году как общий технический регламент, что и на дату внесения законопроекта противоречило ныне утратившей силу статье 8 Федерального закона "О техническом регулировании", в которой был указан закрытый перечень общих технических регламентов. В результате этой исходной ошибочной посылки законопроект не содержит минимально необходимых требований к продукции, процессам производства и другим объектам технического регулирования, входящим в сферу регулирования данного технического регламента. В законопроекте используются ссылки на не принятые до настоящего времени технические регламенты, например, в части 1 статьи 10 законопроекта содержится ссылка на технический регламент о водоснабжении.
К объектам технического регулирования в законопроекте относятся все виды сточных вод, отводимых в водные объекты (требования устанавливаются к их составу и свойствам); производственные сточные воды, отводимые в системы канализации поселений (требования устанавливаются к составу и свойствам); осадки, образовавшиеся в результате очистки сточных вод; системы канализации и сооружения по очистке сточных вод.
В законопроекте отсутствуют правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента, что противоречит части 3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании", где предусмотрена обязательность наличия в техническом регламенте таких правил. Отсутствуют требования по процедурам оценки соответствия таких объектов технического регулирования, как осадки, образовавшиеся в результате очистки сточных вод, системы канализации и сооружения по очистке сточных вод.
В предмет регулирования законопроекта включены вопросы, относящиеся к предмету регулирования водного законодательства, а именно: в части 1 статьи 12 законопроекта в качестве объектов регулирования названы подземные воды, отводимые по системам дренажа от объектов размещения отходов, накопителей и иных технологических емкостей. Это противоречит части 1 статьи 1 Федерального закона "О техническом регулировании", поскольку подземные воды в естественном залегании не являются продукцией и, соответственно, на них не могут распространяться требования, установленные техническими регламентами.
Законопроектом (приложение 4) устанавливаются требования к санитарно-защитным зонам для сооружений по очистке сточных вод. При этом не учитывается то обстоятельство, что в силу положений статьи 1 Федерального закона "О техническом регулировании" природные объекты и зоны с особыми условиями использования их территорий не могут являться объектами технического регулирования.
Законопроект в части, касающейся полномочий органов санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 1 приложения 4), вторгается в сферу регулирования Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Законопроект ориентирован на контроль вод в водных объектах по целевым показателям качества на основе требований об использовании "наилучших доступных технологий" при отведении сточных вод в водные объекты (преамбула законопроекта). При этом согласно законопроекту, целевые показатели качества вод разрабатываются для отдельных бассейнов и их частей и утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 2). Однако законопроект не содержит точного определения целевых показателей качества, лишь содержит оговорку, что это показатели, "обеспечивающие соблюдение природоохранных требований и сохранение водных биологических ресурсов". Согласно статье 7 законопроекта наилучшие доступные технологии, включая используемые за рубежом, должны быть закреплены в Общероссийском классификаторе наилучших доступных технологий, разработка которого возлагается на Правительство Российской Федерации.
Очевидно, что разработка целевых показателей качества и создание Общероссийского классификатора наилучших доступных технологий потребуют расходов, финансируемых из федерального бюджета.
Городские системы ливневой канализации относятся к муниципальной собственности, и обеспечение нормативных требований к качеству данной группы сточных вод станет обязанностью органов местного самоуправления. Указанные в статье 11 требования к ливневым сточным водам в отношении прекращению сброса загрязняющих веществ в водные объекты выполнимы только при привлечении значительных финансовых средств.
Однако в финансово-экономическом обосновании законопроекта эти вопросы не нашли отражения.
В законопроекте недостаточно учтено, что образование производственных сточных вод и обеспечение безопасности их водоотведения не могут рассматриваться в отрыве от технологических процессов основного производства, а также от проблем образования газовых выбросов и производственных отходов. Поэтому требования к безопасности водоотведения промышленных стоков должны учитывать специфику отраслей производства.
В соответствии со статьей 9 законопроекта организации коммунального комплекса при сбросе сточных вод поселений в водные объекты должны принимать меры по полному прекращению загрязнения опасными веществами, указанными в перечне 1 приложения 1 к законопроекту. Поскольку большая часть указанных в этом перечне веществ изначально не присутствует в водных объектах, прекращение загрязнения означает обеспечение полного отсутствия данных веществ в сточных водах. Однако для производственных сточных вод, сбрасываемых в канализацию поселений такие требования (приложение 2) по многим опасным веществам из перечня 1 не предусмотрены. Следует учитывать, что наилучшие доступные технологии для очистки коммунальных стоков предназначены в первую очередь для удаления органических и микробиологических загрязнений, образующихся в процессе жизнедеятельности человека. По мнению Комитета, требования по прекращению сброса данной группы веществ должны распространяться и на производственные сточные воды при их отводе в канализацию поселений.
Отдельные положения законопроекта не соответствуют положениям Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 10 февраля 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в том числе в части разграничения контрольно-надзорных полномочий.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Следует учитывать, что Государственной Думой 29 июня 2011 года принят в первом чтении проект федерального закона N 484225-5 "О водоснабжении и канализовании", направленный на регулирование широкого круга отношений в сфере водоснабжения и водоотведения (канализования), в том числе составляющих предмет регулирования рассматриваемого законопроекта.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 284072-4 "Общий технический регламент "О водоотведении" и считает необходимым отклонить названный законопроект при его рассмотрении Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.