Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 601622-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "в" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" в целях эффективного регулирования на финансовых рынках Российской Федерации.
Законопроект направлен на уточнение законодательства Российской Федерации в связи с изменениями функций федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового рынка, касающиеся совершенствования государственного контроля (надзора) финансового рынка, в том числе в области страхования, микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации.
Законопроектом предлагается часть функций по нормативно-правовому регулированию в сфере страхования передать органу страхового надзора (Федеральной службе по финансовым рынкам), в частности, наделить ее правом издавать следующие нормативные правовые акты:
перечень документов, сохранность которых обязан обеспечить страховщик, и требования к обеспечению сохранности таких документов;
требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов страховых актуариев;
перечень документов, подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу страховщика, и документов, подтверждающих источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал;
порядок представления и формы статистической отчетности и иных сведений страховщиков, представляемых в порядке надзора, а также сведений о страховой деятельности;
требования к заявлению, сведениям и документам, представляемым соискателем лицензии для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности,
Для реализации указанной цели законопроектом вносятся соответствующие изменения в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
При этом законопроектом предусмотрено, что формы бухгалтерской отчетности страховщиков остаются в сфере ведения органа страхового регулирования (Минфина России), поскольку он является федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативному регулированию сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Кроме того, законопроектом предлагается наделить орган страхового надзора правом по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отношения страховых организаций и профессионального объединения страховщиков в случае передачи страхового портфеля при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, в частности уполномочить его утверждать:
порядок и условия компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов управляющей страховой организации;
порядок и сроки возврата в конкурсную массу остатка средств страховых резервов, переданных управляющей страховой организации и не использованных этой управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по переданным договорам страхования;
порядок и сроки возврата в профессиональное объединение остатка средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат, переданных управляющей страховой организации и не использованных этой управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по договорам страхования.
Для реализации этой цели законопроектом вносятся соответствующие изменения в пункты 4, 7 и 8 статьи 184.9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Учитывая, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, законопроектом из законодательства Российской Федерации исключаются нормы, определяющие, что правила ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Соответствующие изменения вносятся в Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления Правительства РФ N 329 следует читать как "30 июня 2004 г."
В целях исключения неоправданных расхождений в правовом регулировании сходных отношений, упрощения принятия порядка расчета стоимости чистых активов организаций предлагается в законодательстве Российской Федерации определить, что расчет стоимости чистых активов ряда коммерческих организаций (акционерных обществ, за исключением кредитных организаций, унитарных предприятий, производственных кооперативов) устанавливается по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Соответствующие изменения вносятся законопроектом в Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях",
Также в целях устранения правовой неопределенности в части полномочий федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам статьей 6 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансировании накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", установив, что к компетенции уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти относятся:
утверждение состава необходимых расходов управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений;
определение перечня индексов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений;
определение перечня рейтинговых агентств, рейтинги которых признаются для целей настоящего Федерального закона;
определение требований к минимальной сумме активов в управлении управляющего активами для заключения договора в целях инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов;
утверждение в соответствии с установленными критериями перечня удовлетворяющих установленным требованиям управляющих активами индексных инвестиционных фондов, с которыми может быть заключен договор в целях инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов,
В соответствии с указанной целью в Федеральном законе от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" предлагается также определить, что текущая рыночная стоимость и стоимость чистых активов, находящихся в доверительном управлении, рассчитывается управляющей компанией в порядке, установленном органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьи 10 и 11 законопроекта предусматривают совершенствование государственного контроля (надзора) в сфере микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации.
В частности, законопроектом вносятся изменения в процедуру расчета финансовых нормативов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", а также уточняется норма отчетности кредитных кооперативов.
В целях совершенствования государственного контроля (надзора) в сфере микрофинансовой деятельности вносятся изменения в статьи 7 и 14 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", предусматривающие уточнение контрольных (надзорных) функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия в установленном порядке решений Правительства Российской Федерации о наделении федеральных органах исполнительной власти полномочиями по установлению порядка определения стоимости чистых активов акционерных обществ (за исключением кредитных организаций), унитарных предприятий и производственных кооперативов, а также по утверждению состава необходимых расходов управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений.
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих:
1) порядок определения стоимости чистых активов акционерных обществ (за исключением кредитных организаций), унитарных предприятий и производственных кооперативов;
2) состав необходимых расходов управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений;
3) порядок расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов;
4) порядок расчета дополнительных финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов;
5) порядок осуществления контроля за деятельностью кредитных потребительских кооперативов, число членов которых превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, а также деятельности кредитных потребительских кооперативов второго уровня;
6) формы и сроки предоставления отчета о деятельности кредитных потребительских кооперативов, число членов которых превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, кредитных потребительских кооперативов второго уровня, а также кредитных потребительских кооперативов, не вступившие в члены саморегулируемой организации;
7) порядок представления сведений об осуществлении саморегулируемой организацией кредитных потребительских кооперативов контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации, положений их уставов, правил и стандартов саморегулируемой организацией кредитных потребительских кооперативов контроля;
8) порядок расчета и значения экономических финансовых нормативов ликвидности и достаточности собственных средств микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц в виде займов.
Вышеуказанные нормативные акты в сфере микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации уполномоченного федерального органа исполнительной власти необходимо принять в течение полугода со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
9) перечень документов, сохранность которых обязан обеспечить страховщик, и требования к обеспечению сохранности таких документов;
10) требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов страховых актуариев;
11) перечень документов, подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу страховщика, и документов, подтверждающих источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал;
12) порядок представления и формы статистической отчетности и отчетности страховщиков, представляемой в порядке надзора, а также сведений о страховой деятельности;
13) требования к заявлению, сведениям и документам, представляемым соискателем лицензии для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности.
14) порядок и условия компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов управляющей страховой организации;
15) порядок и сроки возврата в конкурсную массу остатка средств страховых резервов, переданных управляющей страховой организации и не использованных этой управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по переданным договорам страхования;
16) порядок и сроки возврата в профессиональное объединение остатка средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат, переданных управляющей страховой организации и не использованных этой управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по договорам страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.