Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 602033-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения долгосрочных комплексных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения долгосрочных комплексных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры" (далее - проект федерального закона) подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в соответствии с которыми надлежало урегулировать в рамках федерального законодательства возможность заключения контрактов на проектирование, строительство (реконструкцию) и последующее содержание автомобильных дорог и иных объектов транспортной инфраструктуры, являющихся объектом контракта (далее - комплексный контракт).
Проведенный анализ законодательных актов Российской Федерации и сложившейся практики реализации проектов транспортной инфраструктуры показал, что для обеспечения возможности заключения контрактов жизненного цикла отсутствует необходимость в принятии отдельного федерального закона или определения отдельной формы гражданско-правового договора.
В силу комплексности долгосрочных контрактов и их долгосрочности необходимы изменения законодательства Российской Федерации в части объединения отдельных видов деятельности, имеющих самостоятельный характер, в единый жизненный (производственный) цикл с характеристикой его длительности, определяемой календарной датой, истечением периода времени или событием, которое должно наступить.
В качестве основополагающего акта законодательства Российской Федерации, опираясь на который возможно заключение комплексного контракта, предлагается использовать Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон о концессионных соглашениях) с внесением в него изменений.
Поскольку Федеральным законом о концессионных соглашениях предусмотрены достаточные условия для заключения комплексных контрактов, а само концессионное соглашение представляет собой договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, и к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, целесообразно дополнительно предусмотреть право публичной стороны (концедента) принимать на себя обязательства по возмещению концессионеру расходов (части расходов), связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией объекта концессионного соглашения (плата концедента по концессионному соглашению).
По сути, указанное основополагающее включение в Федеральный закон о концессионных соглашениях означает расширение формы государственно-частного партнерства, в рамках которого создаваемый объект недвижимого имущества приобретается его будущим владельцем (концедентом) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа в случае невозможности возмещения расходов концессионера за счет взимания платы за пользование объектом концессии.
При этом возможность возложения на концедента всего объема финансовых обязательств, или их части (в зависимости от объекта комплексного контракта) является абсолютной гарантией для потенциальных инвесторов возврата привлекаемого ими финансирования или собственных средств, используемых для создания и содержания объекта комплексного контракта, что существенно повлияет на будущую стоимость привлекаемого капитала и, следовательно, на итоговую стоимость самого объекта. Ответственность же концессионера за надлежащее эксплуатационное состояние объекта комплексного контракта, равно как обеспечение его создания, будут гарантироваться предусмотренными Федеральным законом о концессионных соглашениях способами (безотзывная банковская гарантия, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению).
Вопросы размера принимаемых на себя концедентом расходов, какая из сторон концессионного соглашения производит сбор платы от эксплуатации объекта комплексного контракта, а также принятия на себя концедентом риска доходности объекта, будут рассматриваться в каждом конкретном случае на этапе подготовки проекта решения о заключении концессионного соглашения (комплексного контракта) и, в последующем, будут отражаться в конкурсной документации и в концессионном соглашении (комплексном контракте).
В конечном итоге заключение концессионных соглашений, предусматривающих создание (реконструкцию) объектов с последующей их эксплуатацией (взимание платы за пользование объектом, если это предусмотрено действующим законодательством, выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию объекта), обеспечит снижение стоимости создания объекта за счет применения наиболее эффективных технологий и материалов, повышение качества и надежности создаваемого объекта, так как в случае некачественного выполнения работ концессионер будет вынужден приступить к ремонтным работам за свой счет ранее установленных концессионным соглашением межремонтных сроков или выплачивать неустойку за необеспечение определенных соглашением требований к качеству и потребительским свойствам объекта.
Указанные выше уточнения потребуются в Федеральном законе от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения долгосрочных комплексных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения долгосрочных комплексных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры" потребует внесения изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Внесение вышеуказанных изменений и дополнений планируется Минфином России одновременно с внесением других изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2011 году.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения долгосрочных комплексных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения долгосрочных комплексных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.