Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 218438-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды"
Досье на проект федерального закона
В Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде определяется как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. В целях установления факта негативного изменения окружающей среды и юридического доказательства причинения вреда окружающей среде требуются специальные исследования, результаты которых, как правило, не имеют однозначного толкования. Такое положение усугубляется тем, что негативные изменения окружающей среды, связанные с причинением вреда окружающей среде, имеют отдаленные во времени и в пространстве последствия. В связи с этим иски по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, в большинстве случаев остаются неудовлетворенными.
Проектом федерального закона вносится изменение в понятие "вред окружающей среде", которое предлагается определять как "негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения (изъятия компонентов природной среды), превышающего нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а при их отсутствии - нормативы качества окружающей среды, в результате деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов". Такое определение позволяет однозначно трактовать случаи причинения вреда окружающей среде, а также объективно и в полной мере оценивать его масштабы.
При этом из данного понятия исключается вред окружающей среде в результате истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, поскольку данное понятие устанавливается природоресурсным законодательством Российской Федерации.
Одновременно определение "вред окружающей среде", используемое в статье 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", приводится в соответствие с понятием "вред окружающей среде", установленным статьей 1 данного Федерального закона.
Статьей 73 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлена обязательность подготовки в области охраны окружающей среды руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Однако порядок проведения такой подготовки не конкретизирован. В связи с этим подготовка в области охраны окружающей среды руководителей организаций и специалистов не имеет правого механизма и не реализуется на практике. Это приводит к снижению ответственности соответствующих лиц за последствия, связанные с несоблюдением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
Проектом федерального закона устанавливается норма, предусматривающая подготовку руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
Проект федерального закона предусматривает также усиление административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены и применяются нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы допустимого изъятия компонентов окружающей среды, которые входят в совокупность нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
В разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ, форма которого, в соответствии с федеральными законами от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2007 г. N 56 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 марта 2007 г., регистр. N 9108), установлены условия (перечень и количество) вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух в пределах утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов или в пределах установленных временно согласованных (лимитов) выбросов.
С целью усиления ответственности за нарушения нормативов допустимых выбросов и сбросов, условий их соблюдения, а также нормативов забора воды и водоотведения, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ нижняя и верхняя граница административного штрафа за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду увеличивается, соответственно:
в части нарушения правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (часть 1 статьи 8.14) в отношении должностных лиц в 6,7 раз (до десяти тысяч рублей) и в 10 раз (до двадцати тысяч рублей), в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в 13 раз (двадцати тысяч рублей) и в 15 раз (до тридцати тысяч рублей), в отношении юридических лиц - в 8 раз (восьмидесяти тысяч рублей) и в 5 раз (до ста тысяч рублей);
в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (часть 1 статьи 8.21) в отношении должностных лиц в 10 раз (до сорока тысяч рублей) и в 10 раз (до пятидесяти тысяч рублей), в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в 20 раз (восьмидесяти тысяч рублей) и в 20 раз (до ста тысяч рублей), в отношении юридических лиц - в 4,5 раза (ста восьмидесяти тысяч рублей) и в 5 раз (до двухсот пятидесяти тысяч рублей);
в части нарушения условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него (часть 2 статьи 8.21) в отношении должностных лиц в 3,3 раза (до десяти тысяч рублей) и в 5 раз (до двадцати тысяч рублей), в отношении юридических лиц - в 2,6 раза (до восьмидесяти тысяч рублей) и в 2,5 раза (до ста тысяч рублей). Одновременно вводится административная ответственность в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды" создаст необходимые дополнительные условия для соблюдения нормативов негативного воздействия на окружающую среду, будет стимулировать хозяйствующие субъекты к переходу на экологически чистые технологии, а также на энергосберегающие технологии, поскольку сокращение использования энергоресурсов, а следовательно и объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, ведет к пропорциональному уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды"
Для реализации федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды" необходим ведомственный нормативный правовой акт об утверждении порядка подготовки руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В то же время за счет увеличения верхней границы административных штрафов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду поступления в доходную часть бюджетов органов местного самоуправления, которые в 2008 г. составили около 850 млн. руб., возрастут в 3 - 5 раз и составят от 2,5 до 4 млрд. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.