Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 571642-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(в связи с созданием и развитием действенного механизма досудебного (внесудебного) обжалования при предоставлении государственных и муниципальных услуг)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) в части установления общих требований к порядку подачи и рассмотрения административных жалоб и в главу 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив его новыми составами административных правонарушений, устанавливающими ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, предоставляющих государственные услуги, за нарушение прав граждан и организаций при предоставлении названных услуг.
Законопроектом предлагается внести необходимые дополнения в часть 1 статьи 23.1 и часть 1 статьи 28.4 Кодекса, направленные на обеспечение механизма реализации новой нормы, согласно которым рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях предлагается возложить на судей, а возбуждение дел - на прокуроров.
Поддерживая концепцию законопроекта в целом, Комитет полагает возможным высказать следующие замечания.
Проектируемой статьей 5.59 Кодекса вводится понятие грубого нарушения сроков предоставления государственных услуг и грубого нарушения сроков регистрации запросов заявителей о предоставлении государственных услуг, признаком которых является неоднократность (нарушение указанных сроков два и более раза в течение одного года). При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, определена повторность совершения правонарушения. В целях исключения правовой неопределенности полагаем, что указанные положения нуждаются во взаимном согласовании.
Кроме того, по смыслу предложенных законопроектом дополнений частями 1 и 5 статьи 11.2 Федерального закона N 210-ФЗ во взаимосвязи с частью 5 статей 5.59 Кодекса отсутствует определенность в вопросах о том, кем именно принимается решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы (уполномоченным должностным лицом, комиссией по рассмотрению жалоб или органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу), а также о статусе комиссии по рассмотрению жалоб по отношению к должностному лицу, уполномоченному на рассмотрение жалоб.
В этой связи выявляется неопределенность в исполнении решений, принятых комиссией по рассмотрению жалоб в отношении личной ответственности руководителя государственного или муниципального органа, участвующего в предоставлении услуг, так как результат рассмотрения административной жалобы является решением самого органа, предоставляющего государственные услуги, или органа, предоставляющего муниципальные услуги. Полагаем, что по существующей логике рассмотрения заявлений, жалоб, обращений граждан и юридических лиц на действия или бездействие государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, может быть возложено на руководителя вышестоящего государственного органа, наделенного соответствующими полномочиями.
Кроме того, необходимо уточнить вновь вводимые понятия "административная жалоба", "представители общественности" с целью устранения возможности их неоднозначного толкования, а также предусмотреть согласование термина "претензия", используемого в пункте 4 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ, с термином "административная жалоба".
Полагаем, что положение новой статьи 11.2 Федерального закона N 210-ФЗ, предусматривающее подачу жалобы по телефону, также нуждается в уточнении, поскольку жалоба может быть подана в произвольной форме, в том числе и анонимно, а также предусмотреть правовые последствия несоблюдения требований к подаваемой заявителем в установленном порядке административной жалобе.
Комитет отмечает, что законопроект направлен на обеспечение реализации норм Федерального закона N 210-ФЗ, регулирующих общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг, его отдельные юридико-технические неточности могут быть устранены при подготовке данного законопроекта ко второму чтению и предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 15 сентября 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.