Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 572971-5 "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
(об особенностях эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов и проведения буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 572971-5 "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (об особенностях эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов и проведения буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - автор).
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральные законы от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации") и от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"), направленные на совершенствование правового регулирования использования природных ресурсов, а также осуществления иной деятельности на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в целях снижения негативного воздействия на морскую среду в случаях разлива нефти и нефтепродуктов.
Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта, поскольку нефтяное загрязнения морей представляет собой наибольшую угрозу по степени риска для здоровья людей и сохранения морских экосистем.
В тоже время, Комитет обращает внимание на следующее.
1.Вопросы экологической безопасности при эксплуатации и использовании искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов и проведения буровых работ являются актуальными, что подтвердила авария 20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе.
В тоже время, анализ положений законопроекта не дает однозначный вывод о распространении его правового регулирования на отношения, связанные с транспортировкой нефти и нефтепродуктов судами.
Как показывает мировой опыт, основные страны-производители и потребители нефти испытали на себе существенные негативные последствия от такого загрязнения (авария танкера "Эксон Валдиз" в 1989-м году у берегов Аляски (США), авария танкера "Эрика" в декабре 1999 года у берегов Франции, авария танкера "Престиж" в ноябре 2002 года у берегов Испании).
Аварии, возможные при транспортировке судами нефти и нефтепродуктов по российским морям могут нанести невосполнимый вред биологическим ресурсам и причинить огромный экономический ущерб.
При этом необходимо учесть мировой опыт правового регулирования затрагиваемых вопросов, например, Федеральный Закон США о нефтяном загрязнении (Oil Pollution Act), который комплексно обеспечивает безопасность морских перевозок нефти в территориальном море.
2. В статьях 1 и 2 законопроекта устанавливается, что подтверждением финансового обеспечения выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде является наличие у эксплуатирующей организации, в том числе, документа, подтверждающего создание этой организацией резервного фонда.
Комитет считает, что данная норма требует дополнительного обсуждения, т.к. не ясно что будет представлять из себя данный "резервный фонд", каким образом и в каком размере он будет формироваться.
Кроме того, вызывает сомнение возможность ликвидации последствий аварий, подобной произошедшей в Мексиканском заливе, средствами аккумулированными одной организацией.
3. Пунктом 1 части пятой статьи 1 законопроекта предлагается обязать эксплуатирующую организацию "обеспечить оповещение_ органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые располагаются на территории, прилегающей к месту разлива нефти и нефтепродуктов".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.
В соответствие со статьей 2 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" территориальное море Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.
Таким образом, нельзя утверждать, что какой-либо субъект Российской Федерации располагается на территории, которая прилегает к месту разлива, произошедшего на континентальном шельфе Российской Федерации, поскольку между местом аварии и территорией субъекта Российской Федерации находится территориальное море.
Кроме того, к законопроекту имеются иные замечания юридико-технического характера.
В связи с изложенным, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 572971-5 "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Е.А. Туголуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.