Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 252644-5 "О внесении изменения в статью 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (об уточнении понятия "обособленное подразделение организации"), внесенный Законодательным Собранием Кировской области
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), согласно которому к обособленным подразделениям организации относятся не только территориально обособленные от нее подразделения, по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места, но и платежные терминалы - устройства для приема платежей физических лиц.
Целью рассматриваемой законодательной инициативы является перераспределение налоговых платежей в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых установлены и функционируют платежные терминалы.
Комитет не поддерживает данный законопроект по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса для целей Налогового кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", платежный терминал - это устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
Таким образом, положение статьи 11 Налогового кодекса предлагается распространить также и на объекты, функционирующие без создания оборудованных стационарных рабочих мест.
В пояснительной записке к законопроекту не конкретизировано, к перераспределению какой суммы доходов между бюджетами субъектами Российской Федерации и местных бюджетов приведет реализация предлагаемой законодательной меры, а также за счет каких именно налогов произойдет указанное перераспределение. В связи с этим, не представляется возможным дать оценку экономической целесообразности рассматриваемой законодательной меры.
Вместе с тем, следует учитывать, что в результате признания платежного терминала обособленным подразделением организации, налогоплательщики, их установившие, будут подлежать постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого такого платежного терминала со всеми вытекающими из положений Налогового кодекса обязанностями по представлению налоговой отчетности и уплате налогов, в частности - налога на прибыль организаций. Однако, разработчиками законопроекта не принят во внимание установленный статьей 288 Налогового кодекса порядок исчисления и уплаты этого налога, подлежащего зачислению мо месту нахождения каждого из обособленных подразделений организаций (данный порядок предполагает участие в расчете среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда).
Принятие законопроекта значительно усложнит налоговое администрирование налогоплательщиков, установивших платежные терминалы, и увеличит административные издержки как указанных налогоплательщиков, так и издержки налоговых органов, связанные с осуществлением в отношении этих налогоплательщиков налогового контроля.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 252644-5 "О внесении изменения в статью 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.