Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16, N 30, ст. 3128; 2006, N 1, ст. 10, ст. 21, N 23, ст. 2380, N 31, ст. 3442, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, N 21, ст. 2455, N 31, ст. 4012, N 45, ст. 5417, N 46, ст. 5553, N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст. 2251, ст. 2260, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3604, ст. 3616, N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3601, N 48, ст. 5711, N 52, ст. 6419; 2010, N 31, ст. 4209) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) пункт 1 дополнить словами ", эксплуатации зданий и сооружений";
б) дополнить пунктом 18 следующего содержания:
"18) технический заказчик - уполномоченное застройщиком физическое или юридическое лицо, действующее на профессиональной основе, которое заключает договоры на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, готовит задания для выполнения указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капительный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения таких работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе самостоятельно осуществлять функции технического заказчика.";
2) в части 1 статьи 4 слова "а также" исключить, после слов "таких объектов" дополнить словами ", по эксплуатации зданий и сооружений";
3) в пункте 5.1 статьи 6 слова "двух и более субъектов Российской Федерации," исключить;
4) в части 5 статьи 6.1 слово "(заказчика)" заменить словами "технического заказчика";
5) в статье 47:
а) в части 3 слова "уполномоченным им лицом (далее - заказчик)" заменить словом "техническим заказчиком";
б) в части 5 слово "заказчика" заменить словами "технического заказчика";
6) в статье 48:
а) в части 5 слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком";
б) в части 5.2 слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком";
в) в части 6 слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком", слово "заказчик" заменить словами "технический заказчик";
г) в части 11 слово "заказчика" заменить словами "технического заказчика";
д) часть 12 дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:
"10.1) требования по обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;";
е) в части 12.1 слово "заказчика" заменить словами "технического заказчика";
ж) в части 13 слово "государственную" исключить;
з) в части 15 слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком", слово "заказчик" заменить словами "технический заказчик", слова "государственную" и "государственной" исключить;
7) в статье 48.1:
а) в части 1:
в пункте 4 цифры "330" заменить цифрами "500";
в пункте 6 слова "аэропорты и иные" исключить;
в пункте 10.1 цифры "150" заменить цифрами "300";
подпункт "г" пункта 11 изложить в следующей редакции:
"г) ведутся горные работы (за исключением открытых горных работ по разработке россыпных месторождений полезных ископаемых, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, бурения поисковых и разведочных скважин при ведении геологоразведочных работ на суше), работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.";
подпункт "д" пункта 11 части 1 признать утратившим силу;
б) в части 2:
абзац первый части 2 после слова "строительства" дополнить словами "(за исключением указанных в части 1 настоящей статьи)";
пункт 5 признать утратившим силу.
8) в статье 49:
а) в наименовании слова "Государственная экспертиза" заменить словами "Экспертиза";
б) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий осуществляется в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.";
в) в части 2 слова "Государственная экспертиза" заменить словами "Экспертиза";
г) в части 3 слова "Государственная экспертиза" заменить словами "Экспертиза", после слова "государственной" дополнить словами "или негосударственной";
д) в части 3.1 слова "Государственная экспертиза" заменить словами "Экспертиза";
е) в части 3.2 слово "государственную" исключить;
ж) дополнить частями 3.3 и 3.4 следующего содержания:
"3.3. Застройщик или технический заказчик могут по собственной инициативе направить проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную или негосударственную экспертизу.
3.4. Проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых финансируется за счет средств соответствующих бюджетов, и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, подлежат государственной экспертизе.";
з) дополнить частью 4.3 следующего содержания:
"4.3. Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего Кодекса.";
и) в части 5 слово "государственной" и слова "экологическим требованиям," исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Одновременно с проведением экспертизы проектной документации органами или организациями, проводящими такую экспертизу, осуществляется также проверка соответствия проектной документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, намечаемой в связи с реализацией проектной документации, на окружающую среду.";
к) в части 6 слово "государственных" исключить, слова "государственной экспертизы" заменить словом "экспертизы";
л) в части 6.2 слово "заказчиком" заменить словами "застройщиком или техническим заказчиком";
м) в части 7 слово "государственной" исключить, слова "три месяца" заменить словами "шестьдесят дней";
н) в части 8:
в абзаце первом слово "государственную" исключить;
в пункте 3 слова "государственной" и "государственную" исключить;
в пункте 5 слово "государственную" исключить;
в пункте 6 слово "государственную" исключить;
пункт 8 признать утратившими силу;
о) в части 9 слова "государственной" и "государственную" исключить;
п) в части 10 слова "государственной" и "государственную" исключить, слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком", слово "заказчик" заменить словами "технический заказчик";
р) часть 11 изложить в следующей редакции:
"11. Порядок организации и проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
9) статью 50 изложить в следующей редакции:
"Статья 50. Требования к лицам, осуществляющим негосударственную экспертизу проектной документации и негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий
1. Негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
2. Юридическое лицо может быть аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при условии соответствия следующим минимальным требованиям:
1) наличие по месту основной работы не менее восьми работников юридического лица, имеющих аттестацию на право проведения экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий;
2) наличие у юридического лица сайта в сети "Интернет";
3) наличие регламента проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного приказом руководителя юридического лица и размещенного на сайте такого юридического лица в сети "Интернет".
3. Порядок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Юридическое лицо, аккредитованное на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, обязано размещать на своем сайте в сети "Интернет" следующую информацию и документы:
1) наименование, адрес (место нахождения) и номера контактных телефонов юридического лица;
2) состав органов управления юридического лица;
3) фамилию, имя, отчество экспертов - работников юридического лица;
4) регламент проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
5. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и их аттестация на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляются экспертно-квалификационной комиссией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями не реже чем один раз в пять лет.
6. Физическое лицо может быть аттестовано на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при условии его соответствия следующим требованиям:
1) имеет гражданство Российской Федерации;
2) достиг возраста 18 лет;
3) постоянно проживает на территории Российской Федерации;
4) имеет высшее образование соответствующего профиля;
5) имеет стаж работы по специальности не менее 5 лет;
6) не реже чем один раз в три года проходит повышение квалификации в образовательных учреждениях, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
7) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
8) соответствует иным квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
7. По итогам аттестации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, выдается квалификационный аттестат на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий либо принимается решение об отказе в выдаче такого квалификационного аттестата с указанием причин принятого решения.
8. Форма квалификационного аттестата на право на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
9. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, ведется реестр лиц, аттестованных на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
10. В реестре лиц, аттестованных на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, должны содержаться следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
2) дата выдачи квалификационного аттестата на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
3) виды инженерных изысканий и (или) разделы проектной документации, на право проведения экспертизы которых выдан квалификационный аттестат;
4) дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право осуществление функций главного инженера проекта (главного архитектора проекта).
11. Сведения, содержащиеся в указанном в части 10 настоящей статьи реестре лиц, подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
12. Квалификационный аттестат аннулируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, со дня вступления в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, к административной или уголовной ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.
13. Сведения о выдаче квалификационного аттестата на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, об аннулировании квалификационного аттестата вносятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в реестр лиц, аттестованных на право проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не позднее одного дня со дня выдачи, аннулирования квалификационного аттестата.";
10) в статье 51:
а) в части 7:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;";
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации в случае, если представлено заключение о негосударственной экспертизе проектной документации.";
б) часть 8 признать утратившей силу;
11) в статье 52:
а) в части 3 слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком";
б) в части 3.2 слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком";
в) в части 4 слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком", слово "заказчик" заменить словами "технический заказчик";
г) в части 5:
в абзаце первом слово "заказчик" заменить словами "технический заказчик";
в пункте 5 слово "государственной" исключить;
д) в части 6 слово "заказчика" заменить словами "технического заказчика";
е) в части 7 слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком";
12) в статье 53:
а) в части 2 слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком", слово "заказчик" заменить словами "технический заказчик";
б) в части 4 слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком";
в) в части 5 слово "заказчик" заменить словами "технический заказчик";
г) в части 7 слово "заказчика" заменить словами "технического заказчика", слово "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком";
13) в статье 55:
а) в части 3:
в пункте 6 слова "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком", после слов "договора" дополнить словами ", а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора";
в пункте 8 слова "заказчиком" заменить словами "техническим заказчиком";
б) дополнить частью 11.1 следующего содержания:
"11.1. После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации объекта.";
в) дополнить частью 13 следующего содержания:
"13. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в части 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.";
14) дополнить главой 6.2 следующего содержания:
"Глава 6.2. Эксплуатация зданий и сооружений
Статья 55.24. Градостроительные требования к эксплуатации зданий и сооружений
1. Эксплуатация зданий и сооружений представляет собой использование здания или сооружения в соответствии с его разрешенным использованием (назначением).
2. Эксплуатация здания или сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев указанных в части 3 настоящей статьи), а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также после получения акта, разрешающего эксплуатацию здания или сооружения.
3. В случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
4. Эксплуатация здания или сооружения осуществляется собственником объекта капитального строительства или лицом, владеющим объектом капитального строительства на ином законном основании.
5. Эксплуатация объектов капитального строительства должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В процессе эксплуатации здания или сооружения должна обеспечиваться возможность безопасного использования такого объекта в соответствии с его разрешенным использованием (назначением).
6. В целях обеспечения безопасности здания и сооружения в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание здания или сооружения, эксплуатационный контроль, работы по поддержанию здания или сооружения в надлежащем техническом состоянием (в том числе посредством текущего ремонта).
7. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания или сооружения проводится в период эксплуатации такого здания или сооружения путем осуществления периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания или сооружения, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
8. Под надлежащим техническим состоянием понимается поддержание параметров устойчивости, надежности и долговечности зданий и сооружений, а также исправность и функционирование строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации.
9. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения.
10. Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами.
11. В случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения здания или сооружения (орган местного самоуправления муниципального района в случае нахождения здания или сооружения на межселенной территории) заявлений физических или юридических лиц о нарушении градостроительных требований эксплуатации зданий и сооружений, о возникновении аварийных ситуаций на зданиях и сооружениях органы местного самоуправления осуществляют проверку соответствия работ по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, работ по поддержанию таких здания или сооружения в надлежащем техническом состоянии требованиям технических регламентов, предъявляемых к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объекта, требованиям проектной документации, за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами за эксплуатацией зданий и сооружений осуществляется государственный надзор (контроль). Порядок проведения указанной проверки устанавливается представительным органом местного самоуправления.
12. Государственный надзор (контроль) при эксплуатации зданий и сооружений осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статья 55.25. Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания или сооружения
1. Лицом, ответственным за эксплуатацию зданий и сооружений, является собственник здания или сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании, в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания или сооружения, или привлекаемое собственником или указанным лицом в целях содержания и управления зданием или сооружением на основании договора физическое или юридическое лицо.
2. В случае, если лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, является привлекаемое на основании договора с собственником или лицом, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании, физическое или юридическое лицо, лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано по требованию правообладателя здания, сооружения застраховать гражданскую ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате недостатков работ по техническому обслуживанию и поддержанию здания, сооружения в надлежащем техническом состоянии, нарушения требований безопасности при эксплуатации здания, сооружения.
3. При осуществлении эксплуатации здания или сооружения лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, привлекаемым на основании договора, собственник здания, сооружения или лицо, владеющее зданием, сооружением на ином законном основании, обязано передать лицу, ответственному за эксплуатацию здания, сооружения, результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания, сооружения, иную документацию, необходимую для эксплуатации здания, сооружения.
4. Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая соответствующие наблюдения, осмотры), должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля технического состояния здания, сооружения индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий его строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
5. Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания или сооружения, в который вносятся сведения о дате и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания или сооружения, строительных конструкций, сетей и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по поддержанию здания, сооружения в надлежащем техническом состоянии (в том числе о текущем ремонта), о дате и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний о выявленных нарушениях в процессе эксплуатации здания, сооружения, сведения об их устранении.
6. Форма и требования к ведению журнала эксплуатации зданий и сооружений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
7. Лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано извещать при эксплуатации зданий и сооружений (в случае, если лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, является привлеченное на основании договора физическое или юридическое лицо - также правообладателя здания, сооружения) о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на здании или сооружении:
1) органы государственного надзора (контроля) в случае, если за эксплуатацией зданий и сооружений в соответствии с федеральными законами осуществляется государственный надзор (контроль);
2) органы местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части.
8. В случае перемены лица, ответственного за эксплуатацию здания или сооружения, лицо, которое являлось ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, обязано в течение 10 дней передать новому лицу, ответственному за эксплуатацию здания или сооружения, журнал эксплуатации здания или сооружения, выданные уполномоченными органами исполнительной власти предписания о выявленных нарушениях в процессе эксплуатации здания, сооружения, акты уполномоченных органов исполнительной власти о проверке выполнения указанных предписаний, иные документы, подтверждающими выполнение работ по поддержанию надлежащего технического состояния объекта капитального строительства.
Статья 55.26. Приостановление и прекращение эксплуатации зданий и сооружений
1. Если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях несоответствия эксплуатации зданий, сооружений требованиям технических регламентов, проектной документации эксплуатация может приостанавливаться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2. Эксплуатация здания или сооружения прекращается после вывода объекта из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также сноса либо случайной гибели такого объекта.";
15) статью 60 изложить в следующей редакции:
"Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения здания или сооружения, нарушения требований безопасности при эксплуатации здания или сооружения
1. В случае причинения вреда вследствие разрушения или повреждения здания или сооружения, нарушения требований безопасности при эксплуатации здания или сооружения, собственником здания, сооружения или лицом, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, в доверительном управлении, в срочном пользовании) в случае, если соответствующим договором предусмотрена обязанность такого лица возместить причиненный вред, возмещается вред в соответствии с гражданским законодательством, а также выплачивается компенсация:
а) родственникам потерпевшего (родителям, супругу (супруге), детям) в случае смерти потерпевшего - в сумме три миллиона рублей;
б) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда здоровью - в сумме два миллиона рублей;
в) потерпевшему в случае причинения вреда здоровью средней тяжести- в сумме один миллион рублей.
2. В случае причинения вреда вследствие разрушения или повреждения объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта возмещение вред, а также выплата компенсации, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, осуществляются застройщиком или техническим заказчиком в случае, если соответствующим договором предусмотрена обязанность технического заказчика возместить причиненный вред.
3. Лица, указанные в части 1 и 2 настоящей статьи, освобождаются от возмещения вреда и выплаты компенсации в случае причинения вреда вследствие разрушения или повреждения здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, при эксплуатации здания или сооружения, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
4. Собственник здания, сооружения, лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании, застройщик, технический заказчик, которые выплатили компенсацию в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения или повреждения здания или сооружения, объекта незавершенного строительства имеют право обратного требования (регресса) к лицу, выполнившему соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, в размере выплаченного возмещения (компенсации). При этом в случае, если вред причинен вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, субсидиарно право обратного требования (регресса) может быть предъявлено к саморегулируемой организации в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в отношении лица, которое на момент выполнения указанных работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.
5. Собственник здания, сооружения, лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании, которые выплатили компенсацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения или повреждения здания или сооружения, имеют право обратного требования (регресса) к лицу, выполнившему в период эксплуатации здания или сооружения на основании договора, заключенного с лицом, которое владеет зданием, сооружением на праве собственности или ином законном основании, соответствующие работы по содержанию и (или) обслуживанию здания или сооружения, вследствие недостатков которых причинен вред, в размере выплаченного возмещения (компенсации).
6. Субсидиарную ответственность с лицами, вследствие недостатков работ которых по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, причинен вред, несет саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в отношении лица, которое на момент выполнения указанных работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.
7. В случае исключения сведений о саморегулируемой организации, выдавшей свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций субсидиарную ответственность с лицами, вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, несет Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида в пределах средств компенсационного фонда указанной саморегулируемой организации, зачисленных на счет такого Национального объединения.
8. Субсидиарную ответственность за причинение вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, наряду с лицами, выполнившими указанные работы, в том числе саморегулируемыми организациями, указанными в части 7 настоящей статьи, несут:
изысканий или положительное заключение негосударственной экспертизы инженерных изысканий;
1) Российская Федерация, субъект Российской Федерации или организация, которая провела негосударственную экспертизу инженерных изысканий, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов и имеется положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных
2) Российская Федерация, субъект Российской Федерации или организация, которая провела негосударственную экспертизу проектной документации, если вред причинен в результате несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий и имеется положительное заключение государственной экспертизы проектной документации или положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
3) Российская Федерация или субъект Российской Федерации, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, требованиям технических регламентов и (или) проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.
9. Положения частей 1, 3 - 5 настоящей статьи не распространяются на случаи причинения вреда вследствие разрушения или повреждения многоквартирного дома, нарушения требований безопасности при эксплуатации такого дома. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения многоквартирного дома, нарушения требований безопасности при эксплуатации такого дома, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.";
16) в части 8 статьи 62 слово "заказчик" заменить словами "технический заказчик".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Проект федерального закона N 417505-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.