Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 261003-5 "О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (в части уточнения порядка уплаты налогоплательщиками налога на имущество физических лиц), внесенному Законодательным Собранием Оренбургской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 261003-5 "О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Оренбургской области, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Федеральный закон N135), предусматривающие, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В соответствии с частью 4 статьи 12 Налогового кодека Российской Федерации (далее - Кодекс) при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" до введения в действие глав части второй Кодекса о налогах и сборах ссылки в статье 12 Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Из положений статьи 12 Кодекса и Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ следует, что порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц должны устанавливаться представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые должны быть определены Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) впредь до введения в действие соответствующей главы части второй Кодекса. Вместе с тем согласно действующей редакции пункта 9 статьи 5 Закона N 2003-1 уплата этого налога производится налогоплательщиками равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Таким образом, положения Закона N 2003-1 не предоставляют возможность представительным органам муниципальных образований определять сроки уплаты налога на имущество физических лиц, что не согласуется с частью 4 статьи 12 Кодекса.
Вместе с тем в положениях законопроекта не учитывается, что согласно нормам пункта 4 статьи 5 Закона N 2003-1 органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц, по состоянию на 1 января текущего года. При этом платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа (пункт 8 статьи 5 Закона N 2003-1).
В случае принятия законопроекта указанные сроки могут не соответствовать срокам уплаты налога на имущество физических лиц, которые будут устанавливать представительные органы муниципальных образований. В связи с этим в целях устранения указанных противоречий в данные положения Закона N 2003-1 также следует внести соответствующие изменения.
Нормы законопроекта не предусматривают ограничений относительно количества платежей по налогу на имущество физических лиц, которые будут устанавливать представительные органы муниципальных образований в календарном году, а также порядка определения их размера по отношению к общей сумме данного налога. Нормами статьи 396 Кодекса такие ограничения установлены в отношении порядка уплаты авансовых платежей по земельному налогу (не более двух в течении налогового периода) и определения их размера, поэтому, полагаем, что аналогичные требования целесообразно было бы установить в отношении уплаты налога на имущество физических лиц.
Статьей 2 законопроекта предусмотрено вступление его в силу с 1 января 2010 года. Вместе с тем данное положение законопроекта не учитывает требования норм части 1 статьи 5 Кодекса, предусматривающих, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении при условии учета указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.