Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 605786-5 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" направлен на совершенствование отдельных положений данных законодательных актов в целях обеспечения более полной реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Необходимость внесения предлагаемых законопроектом изменений основывается на мнении экспертов о частом нарушении прав граждан на проведение публичных мероприятий путем выдачи органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления заведомо неприемлемых предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Более того, предлагаемые законопроектом нормы прямо вытекают из доводов Конституционного Суда РФ при вынесении им определения от 02.04.2009 N 484-О-П. В частности, как следует из данного определения, при недостижении согласия между субъектами рассматриваемых правоотношений относительно мотивированного предложения органов публичной власти об изменении места и (или) времени публичного мероприятия организаторы публичного мероприятия вправе защитить свои права в судебном порядке. Такая возможность прямо закреплена в статье 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которой решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Разрешая спор, суд - в силу критериев, вытекающих из статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, - оценивает обжалуемые решения и действия органа публичной власти с точки зрения их правомерности и обоснованности, с тем чтобы в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения права, гарантируемого статьей 31 Конституции РФ. При этом Конституционный Суд РФ указывает, что по смыслу оспариваемого положения и с учетом характера проводимых мероприятий - судебное рассмотрение должно быть осуществлено на основании действующего процессуального законодательства в максимально короткий срок, как это предусмотрено для рассмотрения споров в сфере избирательных прав, то есть до даты проведения планируемого публичного мероприятия. В противном случае судебная защита во многом теряла бы смысл, что недопустимо в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации.
В связи с этим законопроектом предлагается установить процессуальные сроки рассмотрения судом заявлений, касающихся предложений органов публичной власти об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, аналогично срокам, предусмотренным для рассмотрения споров в сфере избирательных прав. В частности, такие заявления должны быть рассмотрены и разрешены в течение трех дней со дня их поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия, а заявления, поступившие в день, предшествующий дню проведения публичного мероприятия или в день проведения публичного мероприятия, -немедленно. Кроме того, вносится изменение, предусматривающее, что решение суда в данном случае должно подлежать немедленному исполнению.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.