Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 605032-5 "О внесении изменения в статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, определен статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, названной статьей установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Продажа таких земельных участков или продажа права аренды по общему правилу должна осуществляться на аукционах.
Положениями указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации также установлены исключительные случаи предоставления земельных участков для целей жилищного строительства без проведения аукциона. Однако среди вышеуказанных случаев предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, без проведения аукциона не предусмотрено.
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация права на первоочередное предоставление гражданам земельных участков.
Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008 утвержден Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, в котором высказана однозначная позиция о том, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.
Положениями статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу.
В связи с имеющейся коллизией данная категория граждан фактически лишена возможности реализовать свое первоочередное право на получение земельных участков без судебного решения. Таким образом, для того, чтобы реализовать закрепленное в Федеральном законе право на первоочередное получение земельного участка, инвалиды вынуждены затрачивать дополнительное время и нести расходы, связанные с обращением в суды.
Настоящий законопроект предусматривает устранение указанной неопределенности путем дополнения пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации случаем предоставления земельных участков для целей жилищного строительства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, без проведения аукциона.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие указанного проекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета.
Вместе с тем, реализация его положений приведет к недополучению средств бюджетами разных уровней, главным образом, бюджетами муниципальных образований. В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений и городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства с использованием процедуры аукциона, поступают в бюджеты поселений и городского округов.
Определить точные суммы средств, которые будут недополучены бюджетами различных уровней в случае принятия настоящего законопроекта, не представляется возможным, в связи с тем, что заранее неизвестны выкупная цена земельного участка либо размер арендной платы за пользование земельным участком, которые могут быть предложены победителем в результате аукциона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.