Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 607162-5 "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановлении действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
В этой связи законопроектом предлагается приостановить действие отдельных норм ряда законодательных актов Российской Федерации.
1. Финансовое обеспечение расходов федерального бюджета на осуществление перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
Законопроектом предлагается приостановить с 1 января 2012 г. до 1 января 2015 г. действие Федерального закона от 4 февраля 1999 г. N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" (далее - Федеральный закон N 21-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан, помещенных на вклады в Сбербанк России в период до 20 июня 1991 г., на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г., в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР, размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г., путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации (далее - ЦДО), являющиеся государственными ценными бумагами.
При этом перевод всех гарантированных сбережений граждан в ЦДО приведет к росту государственного внутреннего долга Российский Федерации, объем которого оценивается в сумме, сопоставимой с размером расходов федерального бюджета за несколько последних лет и, соответственно, к значительным расходам федерального бюджета на его обслуживание и погашение.
Кроме того, выпуск на рынок государственных ценных бумаг в таком объеме приведет к дестабилизации ситуации на финансовом рынке.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" порядок перевода гарантированных сбережений граждан в ЦДО, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами.
Согласно Федеральному закону от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора и применяется при использовании и обслуживании ЦДО.
Федеральные законы, предусматривающие перевод гарантированных сбережений граждан в Сбербанке России и Росгосстрахе в ЦДО и порядок их обслуживания, не приняты.
Необходимо отметить, что в связи с отсутствием источников финансового обеспечения и отсутствием необходимой законодательной базы действие Федерального закона N 21-ФЗ приостанавливалось в течение 9 лет:
- с 2003 по 2008 г. федеральными законами о федеральном бюджете;
- с 2009 по 2011 г. Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 206-ФЗ "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
2. Финансовое обеспечение расходов федерального бюджета в сфере культуры.
В части расходов федерального бюджета по финансовому обеспечению культуры законопроектом предлагается продлить на один год (до 1 января 2015 г.) приостановление действия подпункта 1 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), предусматривающего передачу полномочий Российской Федерации по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время действие указанной нормы Федерального закона N 73-ФЗ приостановлено до 1 января 2014 г. Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Федеральный закон N 358-ФЗ).
Вопрос о передаче вышеуказанных полномочий может быть решен лишь после завершения процесса разграничения собственности на объекты культурного наследия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также после определения перечня объектов культурного наследия, сохранение, использование, популяризация которых относятся к полномочиям Российской Федерации.
Кроме того, предлагается приостановить с 1 января 2012 г. до 1 января 2015 г. действие абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 73-ФЗ, которым предусмотрено право собственника объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо лица, пользующегося им на основании договора безвозмездного пользования и производящего за счет собственных средств работы по его сохранению, на компенсацию произведенных им затрат.
С 1 января 2008 г. разграничение полномочий в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации установлено законодательством Российской Федерации в зависимости от права собственности публично-правовых образований на данные объекты, а не от категорий их историко-культурного значения (объекты федерального, регионального или местного значения), как это было ранее.
Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона N 73-ФЗ, к полномочиям федеральных органов государственной власти относится сохранение памятников, находящихся только в федеральной собственности. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 48 Федерального закона N 73-ФЗ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, и обеспечение сохранения объекта является обременением собственника.
Таким образом, расходы на содержание и сохранение объекта культурного наследия федерального значения, находящегося в частной собственности, должен нести его собственник.
Несогласованность указанных норм действующего законодательства в настоящее время не позволяет установить организационно-правовой механизм реализации нормы пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 73-ФЗ.
Вместе с тем следует отметить, что собственник объекта культурного наследия федерального значения имеет возможность компенсировать произведенные им затраты по сохранению объекта культурного наследия при продаже или ином отчуждении объекта культурного наследия, определив его стоимость с учетом произведенных им улучшений.
Действие абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 73-ФЗ приостановлено на 2011 год Федеральным законом N 358-ФЗ.
3. Финансовое обеспечение расходов федерального бюджета в сфере физической культуры и спорта.
В области финансового обеспечения физической культуры и спорта в Российской Федерации законопроектом предлагается продлить на 1 год (до 1 января 2015 г.) приостановление действия статьи 7 и пункта 9 части 1 статьи 38 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ), предусматривающих передачу полномочий Российской Федерации по оформлению и ведению спортивных паспортов для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время действие указанных норм Федерального закона N 329-ФЗ приостановлено до 1 января 2014 г. Федеральным законом N 358-ФЗ.
Реализация полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов требует создания специализированной информационной системы, необходимой для осуществления регистрации спортсменов, выдачи спортивных паспортов и последующего учета и обработки данных, а также проведения комплекса организационных мер, таких как создание необходимой инфраструктуры, обучение сотрудников, повышение уровня осведомленности населения о спортивном паспорте.
Однако в связи с технической неподготовленностью и отсутствием необходимой нормативной правовой базы в субъектах Российской Федерации переданные полномочия по оформлению и ведению спортивных паспортов органами государственной власти субъектов Российской Федерации не реализуются.
4. Законопроектом предлагается признать с 1 января 2012 г. утратившими силу ряд положений Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ.
В частности, предлагается признать утратившим силу положение о приостановлении до 1 января 2014 г. действия части 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), согласно которой размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматриваются бюджетные ассигнования на увеличение (индексацию) с 1 октября 2012 г. на 6% размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы.
В связи с этим действие части 11 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, приостановленное с 2010 по 2013 год Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 313-Ф3 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ, необходимо возобновить.
Кроме того, согласно правилам юридической техники в связи с предлагаемым законопроектом продлением на 1 год (до 1 января 2015 г.) приостановления норм Федерального закона N 73-ФЗ и Федерального закона N 329-ФЗ требуется признать утратившими силу пункты 1 и 3 части 2 статьи 2 Федерального закона N 358-ФЗ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Реализация положений проекта федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - законопроект), предусматривающих приостановление отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации, не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, и направлена на обеспечение сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета в 2012 - 2014 годах.
Оценка финансовых последствий действия норм законодательных актов Российской Федерации, не обеспеченных источниками финансирования в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", в 2012 году составляет не менее 27 882,3 млрд. рублей, в 2013 году - не менее 29 551,3 млрд. рублей, в 2014 году - не менее 30 890,0 млрд. рублей (в том числе в части расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации в связи с переводом всех гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации - 27 880,0 млрд. рублей, 29 550,0 млрд. рублей и 30 890,0 млрд. рублей соответственно).
В части реализации предлагаемых к приостановлению норм Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" финансовая оценка затруднена.
Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2009 г. N 313-Ф3 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" на период с 2010 по 2013 год приостановлено действие части 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
В связи с планируемым увеличением с 1 октября 2012 г. на 6% размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы законопроект предусматривает возобновление действия указанной нормы Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на данные цели предусмотрены бюджетные ассигнования на 2012 - 2014 годы в объеме 4,0 млрд. рублей, 15,9 млрд. рублей и 16,4 млрд. рублей соответственно.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
В связи с проектом федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.