Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 607163-5 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года.
Законопроектом устанавливается, что в 2012 году и в плановый период 2013 и 2014 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2011 году - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 законопроекта, к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп.
Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ, в 2012 году составит 69,8 млрд. рублей, в 2013 году - 75,0 млрд. рублей, в 2014 году - 80,1 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.
В 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов при сохранении таких же, как и в 2011 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,51% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования. При этом поступление страховых взносов (включая недоимки) составит в 2012 году - 71,8 млрд. рублей, в 2013 году - 80,1 млрд. рублей, в 2014 году - 88,7 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством.
При расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции в 2012 году в 1,06 раза, в 2013 году в 1,055 раза и в 2014 году в 1,05 раза.
Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов включены в проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 - 2014 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании.
Принятие данного законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
I. Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 - 2014 г.г.
|
Ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
тыс. рублей |
7 483 735,8 |
7 766 561,0 |
7 768 527,3 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
тыс. рублей |
3 317,9 |
3 531,9 |
3 531,9 |
Международное сотрудничество |
тыс. рублей |
3 317,9 |
3 531,9 |
3 531,9 |
Взносы в международные организации |
тыс. рублей |
3 317,9 |
3 531,9 |
3 531,9 |
Руководство и управление в сфере установленных функций |
тыс. рублей |
7 236 537,9 |
7 532 989,1 |
7 600 649,4 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
тыс. рублей |
7 236 537,9 |
7 532 989,1 |
7 600 649,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
Денежное содержание |
тыс. рублей |
4 487 121,5 |
4 926 324,6 |
5 330 699,7 |
Расходы на содержание аппарата |
тыс. рублей |
1 229 995,0 |
1 283 878,4 |
1 348 061,9 |
Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования для аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации |
тыс. рублей |
141 432,0 |
100 361,3 |
104 970,3 |
Организация и ведение единой интегрированной информационной системы обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
1 354 845,4 |
1 212 250,5 |
806 234,5 |
Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов по международной работе |
тыс. рублей |
23 144,0 |
10 174,3 |
10 683,0 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы |
тыс. рублей |
243 880,0 |
230 040,0 |
164 346,0 |
Строительство объектов общегражданского назначения |
тыс. рублей |
243 880,0 |
230 040,0 |
164 346,0 |
Строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры |
тыс. рублей |
243 880,0 |
230 040,0 |
164 346,0 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
тыс. рублей |
14 303,2 |
14 551,0 |
15 228,0 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
тыс. рублей |
14 303,2 |
14 551,0 |
15 228,0 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
тыс. рублей |
14 303,2 |
14 551,0 |
15 228,0 |
Переподготовка и повышение квалификации кадров |
тыс. рублей |
14 303,2 |
14 551,0 |
15 228,0 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
тыс. рублей |
62 310 730,6 |
67 184 183,3 |
72 315 052,1 |
Социальное обеспечение населения |
тыс. рублей |
61 219 491,7 |
66 029 312,7 |
71 101 783,5 |
Социальная помощь |
тыс. рублей |
61 219 491,7 |
66 029 312,7 |
71 101 783,5 |
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" |
тыс. рублей |
61 219 491,7 |
66 029 312,7 |
71 101 783,5 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
3 536 112,0 |
3 942 752,0 |
4 388 262,0 |
Общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году (на уровне среднего значения за 2008 - 2010 годы) |
тыс. дней |
4 600,0 |
4 600,0 |
4 600,0 |
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году: |
рублей |
768,72 |
857,12 |
953,97 |
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в предыдущем году х коэффициент роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года |
|
|
|
|
где: |
|
|
|
|
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, ожидаемый в 2011 году, равен 683,31 руб. |
|
|
|
|
коэффициент роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года |
|
1,125 |
1,115 |
1,113 |
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году: |
тыс. рублей |
3 536 112,0 |
3 942 752,0 |
4 388 262,0 |
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году х общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году |
|
|
|
|
Единовременные страховые выплаты |
тыс. рублей |
787 789,8 |
831 119,1 |
872 676,0 |
Средний размер единовременной страховой выплаты в году: сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году х 0,516, где: |
рублей |
37 513,8 |
39 577,1 |
41 556,0 |
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году: сумма, из которой исчислялся размер единовременной страховой выплаты в предыдущем году х индекс потребительских цен в году по отношению к предыдущему году |
рублей |
72 701,2 |
76 699,8 |
80 534,8 |
при этом: |
|
|
|
|
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в 2011 году равна 68 586,0 рублей (в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов") |
|
|
|
|
индекс потребительских цен в году по отношению к предыдущему году в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года |
|
1,060 |
1,055 |
1,050 |
0,516 - коэффициент, отражающий отношение среднего размера единовременной страховой выплаты к сумме, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты (на уровне ожидаемого значения за 2011 год) |
|
|
|
|
Число единовременных страховых выплат в году: на уровне среднего количества единовременных страховых выплат за 2008 - 2010 годы и ожидаемого количества за 2011 год |
выплат |
21 000 |
21 000 |
21 000 |
Расходы на единовременные страховые выплаты в году: средний размер единовременной страховой выплаты в году х число единовременных страховых выплат в году |
тыс. рублей |
787 789,8 |
831 119,1 |
872 676,0 |
Ежемесячные страховые выплаты |
тыс. рублей |
43 128 600,0 |
46 774 800,0 |
50 488 800,0 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году: средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем году х коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году х коэффициент превышения, где: |
рублей |
7 188,1 |
7 795,8 |
8 414,8 |
средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2011 году - 6596,5 руб. |
|
|
|
|
коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году (равен индексу потребительских цен в году) |
|
1,060 |
1,055 |
1,050 |
коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации размера ежемесячной страховой выплаты в 2012 - 2014 гг. (среднее значение по данным Фонда за 2008 - 2010 годы) |
|
1,028 |
1,028 |
1,028 |
Число ежемесячных страховых выплат в году: число ежемесячных страховых выплат прогнозируется в 2012 - 2014 годах на уровне среднего значения за 2008 - 2010 годы |
тыс. выплат |
6 000,0 |
6 000,0 |
6 000,0 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
13 371 742,4 |
14 052 188,3 |
14 889 792,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших |
тыс. рублей |
6 757 785,3 |
6 859 993,6 |
7 330 204,9 |
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
6 613 957,1 |
7 192 194,7 |
7 559 587,3 |
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2012 - 2014 годах учитывают дополнительные расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и расходы на организацию и осуществление профессиональной реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
| ||||
Доставка и пересылка страховых выплат |
тыс. рублей |
395 247,5 |
428 453,3 |
462 253,3 |
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат: сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году х средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году, где: |
тыс. рублей |
395 247,5 |
428 453,3 |
462 253,3 |
средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году (исходя из отчетных данных Фонда за 2009 - 2010 годы) |
% |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
тыс. рублей |
11 300,0 |
11 950,0 |
12 550,0 |
Прикладные научные исследования и разработки |
тыс. рублей |
11 300,0 |
11 950,0 |
12 550,0 |
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам |
тыс. рублей |
11 300,0 |
11 950,0 |
12 550,0 |
Другие вопросы в области социальной политики |
тыс. рублей |
1 079 938,9 |
1 142 920,6 |
1 200 718,6 |
Реализация государственных функций в области социальной политики |
тыс. рублей |
1 079 938,9 |
1 142 920,6 |
1 200 718,6 |
Мероприятия в области социальной политики |
тыс. рублей |
425 938,9 |
544 920,6 |
572 718,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
изготовление бланочной продукции, включая изготовление листков нетрудоспособности |
тыс. рублей |
16 589,4 |
17 514,1 |
18 377,8 |
информационно-разъяснительная деятельность |
тыс. рублей |
37 925,0 |
41 650,0 |
43 732,5 |
прочие текущие расходы |
тыс. рублей |
371 424,5 |
485 756,5 |
510 608,3 |
Развитие подведомственных центров реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации |
тыс. рублей |
654 000,0 |
598 000,0 |
628 000,0 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
тыс. рублей |
69 808 769,6 |
74 965 295,3 |
80 098 807,4 |
Нормативный запас оборотных денежных средств на конец года |
тыс. рублей |
4 603 015,7 |
4 919 597,5 |
5 256 484,2 |
Нормативный запас оборотных денежных средств на конец года предусматривается в объеме 75 процентов всех видов расходов на январь последующего года: |
тыс. рублей |
4 603 015,7 |
4 919 597,5 |
5 256 484,2 |
II. Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 - 2014 гг.
|
Ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
С целью стабилизации страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов размер среднего по видам экономической деятельности страхового тарифа (далее - средний тариф страховых взносов) в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска устанавливается 0,51%
| ||||||
Средний тариф страховых взносов в 2012 - 2014 гг.: |
% |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
||
Фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в году, учитывающий прогноз Минэкономразвития России на 2012 - 2014 гг. |
тыс. руб. |
14 472 000 000,0 |
16 150 000 000,0 |
18 053 000 000,0 |
||
Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) |
|
0,97 |
0,97 |
0,96 |
||
Планируемая сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году при среднем тарифе страховых взносов (фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в году х средний тариф страховых взносов в году х коэффициент полноты сбора страховых взносов в году) |
тыс. руб. |
71 592 984,0 |
79 894 050,0 |
88 387 488,0 |
||
Сумма пеней и штрафов (0,3% от планируемой суммы страховых взносов - на уровне среднего значения за ряд лет) |
тыс. руб. |
214 800,0 |
239 700,0 |
265 200,0 |
||
Всего сумма страховых взносов (включая пени и штрафы) |
тыс. руб. |
71 807 784,0 |
80 133 750,0 |
88 652 688,0 |
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Принятие проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.