Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 607160-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Формирование проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - законопроект) осуществлялось в соответствии с основными целями и задачами бюджетной политики на 2012 - 2014 годы, определенными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на очередной финансовый год и двухлетний плановый период сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 - 2014 годы.
Доходная часть бюджета Фонда сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и с учетом положений проекта федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхования неработающего населения".
С 1 января 2012 года тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в бюджет Фонда устанавливается в размере 5,1 процента. При расчете доходов учитывались размер предельной базы для начисления страховых взносов на ОМС в сумме 512 тыс. рублей, а также пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков страховых взносов на ОМС. Выпадающие доходы бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов в отношении отдельных плательщиков страховых взносов на ОМС компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Бюджет Фонда по доходам сформирован на 2012 год в сумме 891,7 млрд. рублей, на плановый период 2013 и 2014 годы доходы составят соответственно: 1 034,4 млрд. рублей и 1 188,5 млрд. рублей.
Расходы бюджета Фонда на 2012 год определены в сумме 891,7 млрд. рублей, на плановый период 2013 и 2014 годов расходы составят соответственно: 1 034,4 млрд. рублей и 1 188,5 млрд. рублей.
Дефицит бюджета Фонда в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов не планируется.
Расчет объема поступления страховых взносов на ОМС работающего населения осуществлен исходя из прогнозного показателя по фонду заработной платы на 2012 год в сумме 14 472,0 млрд. рублей, на 2013 год в сумме 16 150,0 млрд. рублей и на 2014 год в сумме 18 053,0 млрд. рублей
Объем поступлений страховых взносов на ОМС от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и не производящих выплаты физическим лицам, уплачивающих страховые взносы на ОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, по тарифу 5,1% планируется на 2012 год в сумме 516,9 млрд. рублей, на 2013 и 2014 годы соответственно 575,9 млрд. рублей и 671,8 млрд. рублей.
Расчет объема поступления страховых взносов на ОМС по пониженным тарифам для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и в соответствии с проектами федерального закона о внесении изменений в статью 58 указанного закона и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", прогнозируется в сумме 20,3 млрд. рублей, в 2013 году в сумме 31,1 млрд. рублей, в 2014 году в сумме 35,4 млрд. рублей.
Всего планируемый объем поступления страховых взносов составит в 2012 году 537,1 млрд. рублей, в 2013 году - 607,0 млрд. рублей, в 2014 году - 707,2 млрд. рублей.
Объем поступлений в бюджет Фонда из бюджетов субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения осуществлен исходя из численности неработающего населения в субъекте Российской Федерации на 1 апреля 2011 г., тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения (размер тарифа устанавливается проектом федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения") и прогнозируется на 2012 год в сумме 302,8 млрд. рублей, на 2013 год - 377,0 млрд. рублей, на 2014 год - 462,5 млрд. рублей.
Поступление недоимок в Фонд по страховым взносам, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, начисленных на указанные недоимки пеней и штрафов планируется на 2012 год в сумме 6,6 млн. рублей, на 2013 и 2014 годы соответственно 6,3 млн. рублей и 6 млн. рублей.
Суммы учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляют на 2012 год 51,81 млрд. рублей, на 2013 год - 50,43 млрд. рублей и на 2014 год - 18,81 млрд. рублей и включают средства для финансирования расходов на проведение в 2012 году дополнительной диспансеризации 2,8 млн. работающих граждан (4 млрд. рублей) и диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях 316,4 тыс. детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (0,9 млрд. рублей), а также на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС отдельным категориям плательщиков на 2012 год в сумме 46,91 млрд. рублей, на 2013 год - 50,43 млрд. рублей и на 2014 год - 18,81 млрд. рублей (приложения 1, 2 и 3).
Расходы Фонда за счет средств ОМС в 2012 году составят 886,8 млрд. рублей, в 2013 году - 1 034,4 млрд. рублей, в 2014 году 1 188,59 млрд. рублей.
В 2012 году в целях повышения доступности медицинской помощи Фондом предусматривается продолжение реализации региональных программ модернизации здравоохранения, реализуемых с 2011 года. В соответствии со статьей 5 законопроекта средства на 2012 год в сумме 244,1 млрд. рублей планируется направить на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также программ модернизации федеральных государственных учреждений, включая создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, подведомственных Минздравсоцразвития России и ФМБА России (приложение 3).
В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации по ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на 2012 год в сумме 603,3 млрд. рублей (приложение 3). В 2012 году размер субвенций из бюджета Фонда бюджету территориального фонда ОМС исчисляется как сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, страховых взносов на ОМС работающего населения, исчисляемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по тарифу два процента, и объема дотаций, предусмотренного в бюджете Фонда соответствующего субъекта Российской Федерации на 2011 год (210,6 млрд. рублей + 302,8 млрд. рублей + 89,9 млрд. рублей).
В целях финансового обеспечения организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации в бюджете Фонда резервируются бюджетные ассигнования на 2013 год в сумме 1 003,3 млрд. рублей, на 2014 год в сумме 1 154,3 млрд. рублей (приложение 4).
Законопроект предусматривает направление в 2012 - 2014 годах из бюджета Фонда (ежегодно по 19,03 млрд. рублей) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов на оплату учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения, учреждениям, подведомственным государственным академиям наук, медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а также иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов (приложения 3, 4).
С учетом прогноза рождаемости медицинское обслуживание в рамках родового сертификата в 2012 году получат 1,73 млн. женщин.
Стоимость родового сертификата в 2012 году составит 11 тыс. рублей, которую предусматривается сохранить в 2013 и 2014 годах.
В составе бюджета Фонда на 2012 год сформирован нормированный страховой запас в размере 19,4 млрд. рублей (приложение 3).
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая содержание Фонда, предусматривается направить средства в 2012 году в сумме 1 052,4 млн. рублей, в 2013 году - 683,7 млн. рублей, 2014 году - 714,3 млн. рублей.
Расходы на международное сотрудничество в 2012 году определены в объеме 16,1 млн. рублей, с учетом уплаты взносов и погашения задолженности по членским взносам за 1999 год в размере 3,3 млн. рублей в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО), в 2013 году - 16,8 млн. рублей, в 2014 году - 7,5 млн. рублей.
Расходы на осуществление мероприятий в области средств массовой информации, на выполнение научно-исследовательский и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам, на обучение сотрудников Фонда и территориальных фондов ОМС в целях повышения квалификации на 2012 год и на 2013 год предусмотрены в размере, установленном Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета ФОМС на 2012 год в сумме 891,7 млрд. рублей, на 2013 год - 1 034,4 млрд. рублей и 2014 год - 1 188,5 млрд. рублей.
Доходы бюджета ФОМС от поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) составят в 2012 году 839,9 млрд. рублей, в 2013 году - 984,0 млрд. рублей, в 2014 году -1 169,7 млрд. рублей.
Суммы бюджетных ассигнований, получаемых из федерального бюджета, учтены в бюджете ФОМС на 2012 год в размере 51,81 млрд. рублей, на 2013 год - 50,43 млрд. рублей, на 2014 год - 18,81 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета ФОМС на 2012 год в сумме 891,7 млрд. рублей, на 2013 год - 1 034,4 млрд. рублей и 2014 год - 1 188,5 млрд. рублей.
Объем субвенций на выполнение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС предусмотрен на 2012 год в размере 603,3 млрд. рублей, в том числе за счет страховых взносов на ОМС неработающего населения в сумме 302,8 млрд. рублей, страховых взносов на ОМС работающего населения, исчисляемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по тарифу 2 процента, в сумме 210,6 млрд. рублей и объема дотаций, предусмотренного в бюджете ФОМС на 2011 год, в сумме 89,9 млрд. рублей.
В бюджете ФОМС учтены средства на финансирование региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения на 2012 год в размере 244,1 млрд. рублей.
Дефицит бюджета Фонда в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов не планируется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.