Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к пояснительной записке
к проекту федерального закона
"О федеральном бюджете на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Информация
о реализации основных положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Положения Бюджетного послания о бюджетной политике в 2012-2014 годах |
Информация о реализации |
Основные цели и задачи бюджетной политики | |
При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие "подушку безопасности" в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008 - 2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике. ...В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита. ....Второе. Следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета. При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить - в рамках переходного периода - создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета. |
Для решения задачи по накоплению резервов, снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита в бюджетном цикле 2012-2014 годов будут созданы предпосылки для введения с 2015 года правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета. Проект основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов в основном сохраняет сложившийся (в сравнении с установленными параметрами 2012 и 2013 годов) уровень расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и предполагает его снижение в 2014 году. В 2012 году объем расходов федерального бюджета (с учетом компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) составит 21,6% к ВВП (12 656,4 млрд. рублей), в 2013 и 2014 годах - 21,2% к ВВП (13 730,6 млрд. рублей) и 20,1% к ВВП (14 582,9 млрд. рублей) соответственно, что обеспечит сокращение дефицита федерального бюджета, некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде. Так, в 2012-2014 годах запланировано сокращение объема дефицита бюджета: до 1,5% ВВП (876,5 млрд. рублей) - в 2012 году, 1,6% ВВП (1 024,7 млрд. рублей) - в 2013 году и 0,7% ВВП (491,1 млрд. рублей) - в 2014 году. Объем ненефтегазового дефицита в 2012 году составит 11,0% к ВВП (6 451,4 млрд. рублей), в 2013 и 2014 годах - 10,3% к ВВП (6 670,6 млрд. рублей) и 9,1% к ВПП (6 618,3 млрд. рублей). Восстановление использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнение за счет дополнительных нефтегазовых доходов составит: в 2012 году - 512,3 млрд. рублей, 570,9 млрд. рублей - в 2013 году, 957,3 млрд. рублей - в 2014 году, что позволит довести объем фонда до 2 220,0 млрд. рублей к концу 2012 года, до 2 810,1 млрд. рублей и до 3 947,2 млрд. рублей к концу 2013 и к концу 2014 годов соответственно. Нефтегазовые доходы могут быть использованы на замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации и (или) поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации. Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будут созданы определенные предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но для решения этой задачи в целом необходимо будет подготовить и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле. |
Пятое. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны. |
Концентрация расходов на приоритетных направлениях, связанных с улучшением условий жизни человека, адресным решением социальных проблем, повышением качества государственных и муниципальных услуг, стимулированием инновационного развития страны при формировании законопроекта о федеральном бюджете 2012-2014 годов будет обеспечена на основе следующих положений: - безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих; - обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; - индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц (за исключением сотрудников Минобороны России и МВД России, в которых в 2012 году будет осуществляться реформирование денежного довольствия), и выплат, зависящих от размера денежного довольствия; - обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования; - обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных; - обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; - обеспечения с 2012 года финансового обеспечения органов внутренних дел за счет средств федерального бюджета; - поддержке инновационного и инвестиционного развития России. Федеральный бюджет на 2012-2014 годы будет первым федеральным бюджетом, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями. К настоящему времени федеральными органами исполнительной власти приняты все необходимые для этого нормативные документы, в основном определена структура сети подведомственных им учреждений. По предварительным данным, с 1 января 2012 года из 8 780 федеральных государственных учреждений 3 600 будут функционировать в качестве казенных учреждений, 5 140 - бюджетных учреждений и 40 - автономных учреждений. Одновременно с распределением предельных объемов бюджетных ассигнований по статьям классификации расходов федеральными органами исполнительной власти будут представлены сводные показатели государственных заданий на 2012-2014 годы, которые после утверждения бюджетных ассигнований будут доведены до соответствующих государственных учреждений. Так, уже 2011 году в соответствии с поставленной в Бюджетном послании задачей, будет заложена база для апробации и последующего развития в увязке с формируемыми государственными программами новых форм финансового обеспечения государственных услуг, повышения их доступности и качества, создания условий для оптимизации бюджетной сети, стимулов для повышения результативности деятельности государственных учреждений и их работников. |
Надо продолжить поддержку (в том числе безвозмездную) инновационного предпринимательства, особенно в части, касающейся содействия патентованию, стандартизации и коммерциализации разработок. |
В целях стимулирования инновационного развития страны будут развиваться следующие направления поддержки инновационного предпринимательства: - софинансирование заказов реального сектора экономики на НИОКР; - поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства; - содействие появлению фондов посевных инвестиций и поддержка государством деятельности венчурных фондов. По первому направлению софинансируются заказы реального сектора экономики на НИОКР через управляющую организацию проекта Сколково, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, другие институты развития. В 2012-2014 годах продолжится поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства. Например, продолжится создание Инновационного центра "Сколково", на что запланированы следующие объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета: в 2012 году - 22,0 млрд. рублей, в 2013 году - 17,1 млрд. рублей, в 2014 году - 17,1 млрд. рублей. Финансирование технопарков в сфере высоких технологий осуществляется в форме межбюджетных субсидий - по 1,5 млрд. рублей ежегодно в период с 2012 по 2014 год - на финансовую поддержку создания технопарков в 7 субъектах Российской Федерации. Финансирование особых экономических зон осуществляется в форме взноса в уставный капитал ОАО "Особые экономические зоны" - по 6,0 млрд. рублей ежегодно в период с 2012 по 2014 год - с целью создания объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ на территории 7 субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение развития наноиндустрии осуществляется в форме субсидии Фонду инфраструктурных и образовательных программ в размере 10,6 млрд. рублей - в 2012 году, 2,9 млрд. рублей - в 2013 году, 2,3 млрд. рублей - в 2014 году. Кроме того, предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета для взноса Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Роснано" в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций в размере 22,2 млрд. рублей в 2012 году. Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России утверждены 38 проектов по пяти основным направлениям: суперкомпьютеры и грид-технологии, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, медицинская техника и фармацевтика, энергоэффективность. На реализацию указанных проектов планируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году - 10 млрд. рублей, в 2013 году - 6,3 млрд. рублей, в 2014 году - 3,6 млрд. рублей. Снижение объема бюджетных ассигнований к 2014 году вызвано планируемым завершением в 2013 году десяти проектов. Оказание поддержки регионального уровня предприятиям малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции, предусмотрено по следующим направлениям: - гранты инновационным компаниям; - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства - в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг; - реализация специальных образовательных программ для малых инновационных компаний; - поддержка действующих малых инновационных компаний-эмитентов в целях возмещения расходов, связанных с допуском их ценных бумаг к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения и (или) обращения; - поддержка действующих малых инновационных компаний, участвующих в мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг. Создание инновационной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации субсидируется за счет ассигнований федерального бюджета по направлениям: - создание и развитие одной или нескольких организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих им поддержку; - создание и обеспечение деятельности центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательств; - создание и обеспечение деятельности центров прототипирования - инженерно-производственных комплексов, специализирующихся на разработке полной системы производства - от компьютерного проектирования до технологического оснащения. Основной формой государственной поддержки деятельности венчурных фондов является деятельность ОАО "Российская венчурная компания" и Фонда "посевных" инвестиций ОАО "РВК" (далее - Фонд) объемом 2,0 млрд. рублей. Фонд сможет профинансировать до 60 компаний на посевной стадии в течение 5 лет при среднем объеме инвестиций в 15,5 млн. рублей, его создание восполняет пробел в цепочке финансирования инноваций между финансированием НИОКР и венчурными инвестициями на стадии start-up. Деятельность Фонда осуществляется с участием венчурных партнеров, осуществляющих поиск и подготовку инновационных компаний к финансированию за счет средств Фонда, а также постинвестиционное сопровождение портфельных компаний с целью роста их капитализации и привлечения частных инвестиций на более поздних стадиях. В настоящее время зарегистрировано 87 венчурных партнеров, а также Правлением Фонда одобрено 27 проектов, предложенных венчурными партнерами, принято инвестиционных решений по сделкам стоимостью 641 млн. рублей. В целях развития инфраструктуры венчурного инвестирования в 2010 году создан Фонд инфраструктурных инвестиций ОАО "РВК" - "ИнфраФонд РВК" (начальный размер уставного капитала фонда составляет 0,5 млрд. рублей, планируемый размер уставного капитала составит 2,0 млрд. рублей). Фонд функционирует в области создания специализированных сервисов и услуг для инновационных предпринимателей, что помогает последним эффективно вести основную деятельность, ускоренно развиваться и продвигать продукцию на внутреннем и внешнем рынках. В 2010 году создан биофармацевтический кластерный фонд ОАО "РВК" - "БиоФонд РВК" (первоначальный объем средств фонда составляет 0,5 млрд. рублей, планируемый размер уставного капитала - 1,5 млрд. рублей), сфокусированный на инновационных биофармацевтических компаниях и сервисных компаниях, предоставляющих контрактные лабораторные, информационно-аналитические и консалтинговые услуги компаниям отраслей биотехнологической, фармацевтической и медицинской промышленности. Создан Фонд информационно-телекоммуникационных технологий, встраиваемых интеллектуальных систем, мехатроники и робототехники (целевой капитал - 2,0 млрд. рублей) с участием частных инвесторов, цель формирования которого - создание географически распределенной высокоразвитой системы отечественных инновационных компаний, специализирующихся на создании интеллектуально-технологических систем. В 2011 году ОАО "РВК" принято решение о создании совместно с ГК "Росатом" в равных долях кластерного Фонда прикладных ядерных технологий (целевой капитал - 150 млн. долл. США), основная цель которого - формирование в России рентабельного географически распределенного и конкурентоспособного инновационного кластера "гражданских" ядерных технологий. В рамках деятельности ОАО "РВК" по построению в Российской Федерации конкурентоспособной системы венчурного финансирования планируется создание новых венчурных фондов, активизация деятельности уже созданных, а также улучшение координации с другими российскими институтами развития в сфере инноваций и выход на международные рынки. |
Приоритеты бюджетных расходов | |
С 2012 года будет проведена реформа денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Она будет проходить в два этапа: с 2012 года - в Вооруженных Силах Российской Федерации и системе МВД России, с 2013 года - в остальных силовых ведомствах. Одновременно будет проведена реформа пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников военной организации, в результате чего размер пенсий значительно вырастет. С 2012 года финансовое обеспечение полиции будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета. Одновременно будет проведена реформа денежного довольствия и социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел. |
Реформа денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также перевод финансового обеспечения органов внутренних дел на федеральный уровень обусловили увеличение объема расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности в 2012-2014 годах. Реформирование будет проводиться в два этапа: в 2012 году - в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, а также сотрудников МВД России, в 2013 году - в отношении военнослужащих и сотрудников всех остальных ведомств "силового" блока. В результате реформы денежного довольствия будет более чем в два раза повышен уровень материальной обеспеченности этих категорий граждан, что также отразится на уровне пенсионного обеспечения военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, пенсии которых в среднем вырастут в 1,6 раза. Кроме того, в период с 2012 по 2014 годы будет проведена оптимизация численности сотрудников правоохранительных органов с направлением высвобождающихся средств на проведение реформы денежного довольствия. Так, объем бюджетных ассигнований на реформирование денежного довольствия, включая выплаты, зависящие от окладов денежного содержания, и с учетом сокращения численности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на 15% до 1 января 2014 года (за исключением Минобороны России и МВД России) в 2012 году составит 389,3 млрд. рублей, в 2013 году - 610,7 млрд. рублей, в 2014 году - 679,2 млрд. рублей. В рамках формирования оптимальной системы распределения полномочий между различными уровнями власти в 2012 году запланирован перевод органов внутренних дел на единое финансирование за счет средств федерального бюджета, который будет осуществлен на основе передачи ряда полномочий в социальной сфере на региональный уровень и части доходных источников на федеральный уровень. Так, в 2012 году общий объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации будет сокращен в связи с предполагаемой передачей федеральных полномочий по выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью, полномочий в области содействия занятости (за исключением выплат безработным гражданам), передачей на региональный уровень федеральных учреждений среднего профессионального образования и дезинфекционных учреждений. Также отменяется софинансирование за счет средств федерального бюджета мер социальной поддержки реабилитированных лиц, содержания детей-сирот в семье опекуна и приемных семьях. Доходными источниками, передаваемыми на федеральный уровень, станут: - доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60% - 56,3 млрд. рублей в 2012 году; - государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков - 34,1 млрд. рублей в 2012 году. Расчеты влияния принятых решений о разграничении расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в связи с переводом органов внутренних дел на единое финансирование из федерального бюджета на сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывают следующее. По предварительной оценке Минфина России, в 2012 году в 63 субъектах Российской Федерации объем высвобождающихся средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации превысит объем передаваемых расходных обязательств (принятые решения положительно скажутся на показателях сбалансированности бюджетов) в целом на 84,1 млрд. рублей. При этом в 19 субъектах Российской Федерации объем высвобождающихся средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будет меньше объема передаваемых расходных обязательств (принятые решения отрицательно скажутся на показателях сбалансированности бюджетов) на 3,6 млрд. рублей. Таким субъектам Российской Федерации в целях покрытия недостатка доходных источников для обеспечения передаваемых расходных обязательств Минфином России в 2012-2014 годах будет предоставлена дополнительная финансовая помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. |
В 2012 году средний размер пенсий возрастет более чем на 11% (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года), социальных пособий - на 6%. ...В 2012 году будет проведена индексация фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и стипендиального фонда. ...В федеральном бюджете необходимо предусмотреть средства для выплаты начиная с 2012 года 3000 именных стипендий Президента Российской Федерации в размере не менее 7 тыс. рублей, а также 5000 стипендий Правительства Российской Федерации в размере не менее 5 тыс. рублей студентам и аспирантам, обучающимся по специальностям, которые соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России. |
При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2012-2014 годы учтена определенная Бюджетным посланием необходимость увеличения среднего размера пенсий и социальных пособий, а также индексация фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и стипендиального фонда. Так, в 2012-2014 годах трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и социальные пособия будут увеличиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средний размер трудовой пенсии возрастет с 8,5 тыс. рублей в 2011 году до 9,3 тыс. рублей в 2012 году, 10,1 тыс. рублей в 2013 году и 11,1 тыс. рублей в 2014 году. Средний размер социальных пенсий возрастет с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году. С 2010 года введен механизм валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР. В связи с этим на 2012-2014 годы будут предусмотрены ассигнования на валоризацию расчетного пенсионного капитала. В среднем увеличение пенсионного капитала за счет валоризации уже составило 1 250 рублей в месяц. Наибольшее повышение от валоризации получили пенсионеры старше 80 лет - до 1 700 рублей. Учитывая, что наряду с системой обязательных платежей возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования, в проектировках предусматриваются ассигнования на софинансирование формирования пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния. При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов финансово обеспечено исполнение в полном объеме законодательно установленных публично-нормативных и иных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций. Соответственно, объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных и иных социально-значимых обязательств в 2012 году составит 642,9 млрд. рублей, что на 43,6% больше объема 2011 года, при этом в целях сохранения покупательной способности соответствующих выплат предусматривается ежегодное увеличение размеров социальных пособий и компенсаций, исходя из прогнозного уровня инфляции. Бюджетные ассигнования на оплату труда в 2012-2014 годах определены с учетом решений об индексации на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих с 1 октября 2012 года, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусматривается проведение в 2012 году реформы денежного довольствия) с 1 апреля 2012 года. Соответственно, объемы бюджетных ассигнований на оплату труда работников федеральных государственных учреждений составят: в 2012 году - 653,8 млрд. рублей, в 2013 году - 679,3 млрд. рублей, в 2014 году - 702,2 млрд. рублей. Объем бюджетных ассигнований на оплату труда работников федеральных государственных учреждений запланирован с учетом передачи финансового обеспечения деятельности учреждений среднего профессионального образования и учреждений, осуществляющих дезинфекционную деятельность, на уровень субъектов Российской Федерации в связи с переводом финансового обеспечения органов внутренних дел на федеральный уровень. Объем бюджетных ассигнований на денежное содержание (заработную плату) судей составит: в 2012 году - 44,0 млрд. рублей, в 2013 и 2014 годах - по 47,5 млрд. рублей и 47,6 млрд. рублей соответственно. Рост расходов на оплату труда судей в 2012 году по отношению к 2011 году на 9,2% связан помимо индексации оплата труда с выравниванием условий оплаты труда судей системы арбитражных судов применительно к судам общей юрисдикции. Объем бюджетных ассигнований на денежное содержание (заработную плату) прокуроров и следователей запланирован: в 2012 году - 36,6 млрд. рублей, в 2013 и 2014 годах - по 38,2 млрд. рублей и 38,7 млрд. рублей соответственно. Объем бюджетных ассигнований на денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих составит: в 2012 году - 261,9 млрд. рублей, в 2013 году - 264,2 млрд. рублей, в 2014 году - 272,3 млрд. рублей. Снижение объемов бюджетных ассигнований на денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих в 2012 году по сравнению с 2011 годом обусловлено сокращением их численности в 2011-2013 годах на 20%. Объем бюджетных ассигнований на денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц (с учетом реформирования денежного довольствия) составит: 1 412,8 млрд. рублей - в 2012 году, по 1 619,0 млрд. рублей и 1 687,5 млрд. рублей - в 2013 и 2014 годах соответственно. При определении бюджетных ассигнований на денежное довольствие учтено сокращение численности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (кроме Минобороны России и МВД России) на 15% до 1 января 2014 года. В рамках формирования федерального бюджета на 2012-2014 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на индексацию стипендиального фонда обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования с 1 сентября 2011 года на 9% и с 1 сентября 2012 года на 6 процентов. Также запланированы ассигнования на увеличение стипендиального обеспечения интернов и ординаторов в расчете на год в связи с повышением с 1 июня 2011 года размеров стипендий интернов и ординаторов до величины прожиточного минимума - 6 367 рублей или более чем в 2 раза (предыдущий размер стипендий - 2 700 рублей у интернов и 2 900 рублей у ординаторов). Кроме того, предусмотрены бюджетные ассигнования на совершенствование стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования в 2012 году в объеме 9,1 млрд. рублей, в 2013 и 2014 году по 9,6 млрд. рублей ежегодно. В рамках указанных бюджетных ассигнований по специальностям, которые соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, Президентом Российской Федерации учреждены 2 700 стипендий студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения, в размере 7,0 тыс. рублей и 300 стипендий аспирантам в размере 14,0 тыс. рублей; аналогично Правительством Российской Федерации учреждены 4 500 стипендий студентам в размере 5,0 тыс. рублей и 500 стипендий аспирантам в размере 10,0 тыс. рублей. Для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования по рабочим профессиям и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, учреждены 5 000 стипендий Правительства Российской Федерации, в том числе 1 500 стипендий для обучающихся по программам начального профессионального образования в размере 2,0 тыс. рублей и 3 500 стипендий для обучающихся по программам среднего профессионального образования в размере 4,0 тыс. рублей. Объем стипендиального фонда в 2012 году составит 52,8 млрд. рублей с ростом по сравнению с 2011 годом на 18,4%, в 2013-2014 году - 55,2 млрд. рублей ежегодно. |
Для дополнительного стимулирования деятельности субъектов Российской Федерации по наращиванию регионального налогового потенциала требуется активнее использовать механизм финансового поощрения регионов, достигших наилучших результатов в сфере развития предпринимательства, привлечения инвестиций и, как следствие, обеспечивающих увеличение поступлений доходов в бюджеты всех уровней. На эти цели Правительству Российской Федерации необходимо предусматривать в федеральном бюджете дотации в размере не менее 10 млрд. рублей ежегодно. |
В целях реализации поставленной в Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете на 2012 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 10,0 млрд. рублей на поощрение 20 субъектов Российской Федерации, обеспечивших наилучшие результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов. Выделение бюджетных ассигнований отобранным субъектам Российской Федерации будет произведено за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Минфином России разработан и направлен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке распределения дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, достигших наилучших показателей по увеличению регионального налогового потенциала". |
Будет продолжена реализация программ модернизации здравоохранения и образования, поддержка культуры, физической культуры и спорта. ...В целях модернизации региональных систем общего образования субъектам Российской Федерации в 2011 - 2013 годах будут выделены масштабные субсидии из федерального бюджета. Считаю, что за счет части высвободившихся средств региональных бюджетов субъекты Российской Федерации смогут повысить заработную плату учителям, работающим на высоком профессиональном уровне. ...Оплата по-настоящему эффективного труда в сфере оказания государственных и муниципальных услуг должна стать более конкурентоспособной по отношению к оплате труда в других секторах. Прежде всего это касается заработной платы учителей и медицинских работников. Она должна существенно вырасти уже в ближайшие два года в соответствии с программами модернизации. |
При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2012-2014 годы в сферах здравоохранения и образования учитываются соответствующие региональные программы модернизации. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере здравоохранения в 2012-2014 годах составит соответственно 551,1 млрд. рублей, 503,3 млрд. рублей, 461,8 млрд. рублей. Финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения в 2012 году будет осуществляться за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда медицинского страхования в связи с увеличением страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2%, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение реализации мероприятий программ модернизации здравоохранения предусматривается в виде: 1) субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации здравоохранения, и финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в части внедрения стандартов медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами; 2) межбюджетных трансфертов, направляемых из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет для увеличения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь. За период 2011-2012 годов на эти цели предусматривается направить средства обязательного медицинского страхования в общей сумме 460,0 млрд. рублей, из них: - на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений 300,0 млрд. рублей; - на внедрение современных информационных систем в сфере здравоохранения 24,0 млрд. рублей; - на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи 136,0 млрд. рублей. Объем субсидий, направляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2012 году составит 194,9 млрд. рублей. Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием) являются основными целями региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Реализация указанных мероприятий позволит ввести ориентированную на результаты деятельности систему оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. Одним из условий использования медицинскими организациями средств, полученных в рамках реализации региональных программ модернизации, является направление не менее 70% общего объема средств на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь в соответствии со стандартами. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств в сфере образования в 2012 - 2014 годах составит соответственно 603,5 млрд. рублей, 558,9 млрд. рублей и 499,5 млрд. рублей. В целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования для обеспечения инновационной экономики создается сеть федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок. В настоящее время в федеральной системе высшего профессионального образования функционирует 562 государственных высших учебных заведения, из которых к национальным университетам отнесено 39 университетов, в том числе: - МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ, - 8 федеральных университетов, - 29 национальных исследовательских университетов. Кроме того, принято решение о создании федерального университета в Северо-Кавказском федеральном округе. Следует отметить, что федеральные университеты создаются в виде автономных учреждений, у которых больше полномочий и возможность гибко реагировать на потребности инновационной экономики в квалифицированных специалистах. В 2012 - 2014 годах в систему профессионального образования из федерального бюджета предусматривается направить соответственно 454,6 млрд. рублей, 450,8 млрд. рублей и 447,7 млрд. рублей, в том числе на высшее профессиональное образование - 437,9 млрд. рублей - в 2012 году, 434,2 млрд. рублей - в 2013 году и 431,6 млрд. рублей - в 2014 году. В 2012 году дополнительно предусматривается 30,0 млрд. рублей на поддержку инновационно-активных вузов, мероприятия по государственной поддержке развития кооперации российских вузов и производственных предприятий, привлечение в российские вузы ведущих ученых, развитие в них инновационной инфраструктуры, обеспечение государственной поддержки научных проектов, реализуемых совместно с ведущими вузами и ведущими научными организациями. Кроме того, поддержка национальных исследовательских университетов предусматривается также в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы". Предоставление дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В период 2012-2014 годов предполагается субсидирование реализации указанных полномочий субъектов Российской Федерации на общую сумму 171,5 млрд. рублей. В рамках реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2011-2013 годах из федерального бюджета будут предоставлены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, включая разработку и реализацию проектов перспективного развития для каждой школы, и обеспечение повышения оплаты труда педагогических работников общеобразовательных школ в объеме 120,0 млрд. рублей, в том числе в 2011 году - 20, млрд. рублей, 2012 году - 60,0 млрд. рублей и в 2013 году - 40,0 млрд. рублей. Одной из основных целей модернизации региональных систем общего образования является доведение к 2013 году средней зарплаты учителя до уровня средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе страны. В 2011 году заключены соглашения со всеми субъектами Российской Федерации, в соответствии с которыми направлены бюджетные ассигнования федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в объеме 20,0 млрд. рублей. Так, с сентября 2011 года в 44 субъектах Российской Федерации средний уровень заработной платы учителей достигнет среднего значения заработной платы в целом по экономике соответствующих регионов. В остальных 38 субъектах Российской Федерации повышение среднего уровня заработной платы учителей с сентября 2011 года по отношению к средней заработной плате учителей за первый квартал 2011 года составит не менее 30 процентов. |
Межбюджетные отношения | |
Следует определиться с формами, механизмами и объемами предоставления региональным бюджетам субсидий и других форм поддержки из федерального бюджета. |
В 2011 году в федеральном бюджете предусмотрено предоставление 105 видов субсидий, а в 2012-2014 годах предполагается предоставление соответственно 94, 70 и 62 видов, что соответствует задаче по сокращению количества межбюджетных субсидий и повышению ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за их эффективное использование. |
В условиях экономического роста и улучшения ситуации на рынке заимствований следует рассмотреть возможность последовательного сокращения поддержки региональных бюджетов за счет бюджетных кредитов и перехода к преимущественному использованию рыночных механизмов покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, а объем предоставляемых бюджетных кредитов в очередном финансовом году увязывать с предполагаемым объемом возвращаемых бюджетных кредитов. |
Одной из основных задач бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений в 2012-2014 годах является корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности. Кризисный 2009 год внес значительные коррективы в механизм оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации - было принято решение об оказании масштабной антикризисной поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации в форме предоставления бюджетных кредитов. Объем ассигнований из федерального бюджета для выдачи бюджетных кредитов был увеличен на 150,0 млрд. рублей, и составил в 2009 году 170,0 млрд. рублей. В 2010 году объем предоставляемых бюджетных кредитов был сохранен на уровне 2009 года, а с 2011 года началось последовательное снижение объемов выдаваемых бюджетных кредитов (2011 год - 128,6 млрд. рублей, 2012 год - 105,0 млрд. рублей, 2013 год - 52,0 млрд. рублей). Общий объем бюджетных кредитов в 2009-2013 годах составит 625,2 млрд. рублей. Из указанной суммы кредитов в 2009 году было погашено 17,9 млрд. рублей, в 2010 году - 0,4 млрд. рублей. В 2011 году объем погашенных кредитов составит 48,5 млрд. рублей, в 2012-2016 годах - соответственно 150,8 млрд. рублей, 106,6 млрд. рублей, 92,9 млрд. рублей, 132,9 млрд. рублей и 75,2 млрд. рублей. Посткризисная динамика ряда экономических показателей развития регионов позволяет вернуть дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации значение основного безусловного вида финансовой помощи, распределяемого на три года до начала финансового года и обеспечивающего субъектам Российской Федерации возможности для реалистичного планирования доходной части региональных бюджетов. При текущем уровне дифференциации финансовых возможностей субъектов Российской Федерации без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности более 15% регионов не смогут осуществить финансирование в полном объеме даже первоочередных расходов, таких как оплата труда и социальное обеспечение. В результате их предоставления соотношение бюджетных возможностей 10 наиболее и 10 наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации сокращается в среднем с 10 до 3 раз. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление указанных дотаций в 2012 году планируются в объеме 397,0 млрд. рублей. С целью стимулирования субъектов Российской Федерации к наращиванию собственной доходной базы в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации планируется внести изменения, предусматривающие, в том числе, корректировку данных по налогу на прибыль крупных и средних организаций с учетом среднероссийского показателя роста к предыдущему году. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.