Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 107951-5 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в нашей стране увеличивается значение долгосрочного бюджетного планирования, а целевые бюджетные программы становятся наиболее эффективным инструментом решения социально-экономических задач. Использование программного метода позволяет четко установить направления расходования бюджетных средств, определить механизмы финансирования, и главное - увязать объемы финансирования с конечными целями и промежуточными результатами, являющимися критериями эффективности программы. Ключевыми этапами при этом являются этап утверждения целевой программы, на котором принимаются все элементы программы, и этап контроля за ее реализацией.
Функции по утверждению региональных и местных долгосрочных целевых программ, а соответственно, и по контролю за их исполнением действующим бюджетным законодательством отнесены к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления. Механизм, при котором разработку и реализацию целевых программ осуществляют исполнительные органы государственной власти, а утверждение - законодательные (представительные) органы государственной власти, отвечает основному принципу разделения властей, так как позволяет обеспечивать сбалансированность и взаимную ответственность обеих ветвей власти.
С 1 января 2009 года должны вступить в силу изменения в статьи 179 и 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым представительная власть на региональном и местном уровнях лишается полномочий по утверждению целевых программ.
Изменение порядка, действующего на протяжении многих лет, представляется не только нелогичным, но и противоречащим законодательству. Целевые программы являются составной частью бюджетов, которые также разрабатываются исполнительными, а утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти. Действующий механизм принятия целевых программ предполагает предварительную их проработку депутатским корпусом, использование механизма парламентских слушаний, что значительно повышает прозрачность принятия властных решений, обеспечивает расходование бюджетных средств на решение действительно актуальных проблем жителей регионов и муниципалитетов. Важное значение имеет и контроль за реализацией программ, публичная объективная оценка результатов целевых программ.
Вступающие в действие с 2009 года новые редакции статей 179 и 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации будут противоречить Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 статьи 5 указанного Федерального закона программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, к которым относятся и целевые программы, должны утверждаться законом субъекта Российской Федерации.
Новый механизм принятия долгосрочных целевых программ вступит в противоречие и с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 35 которого относит принятие программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении исключительно к компетенции представительного органа муниципального образования. Сейчас, когда на поселенческом уровне полноценно начала работать представительная власть, появившаяся в результате сложнейшей и многолетней реформы местного самоуправления, она будет лишена наиболее эффективного механизма - программно-целевого метода решения социально-экономических задач.
Законопроектом предлагается закрепить за законодательными (представительными) органами власти регионального и местного уровня полномочия по утверждению целевых программ, определению порядка проведения оценки их эффективности и принятию решений о корректировке бюджетных ассигнований, направляемых на их реализацию, причем как в сторону сокращения объемов выделяемых бюджетных средств, так и в сторону их увеличения.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" не учтена возможность в рамках долгосрочных целевых программ, финансируемых из бюджета муниципального района, предоставлять субсидии городским и сельским поселениям, входящим в состав муниципального района и реализующим за счет средств бюджетов поселений аналогичные долгосрочные целевые программы. В связи с этим предлагается внести дополнения в содержание соответствующей нормы указанного Федерального закона.
В большинстве субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов кроме долгосрочных целевых программ финансируются среднесрочные и краткосрочные целевые программы, носящие межотраслевой характер. Вместе с тем федеральным законодательством не определены требования к порядку разработки, утверждения и реализации таких программ, в связи с чем законопроектом предлагается закрепить данную норму в бюджетном законодательстве Российской Федерации.
В целях сохранения единых принципов формирования и реализации целевых программ законопроектом также предлагается на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований передать полномочия по определению порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на решение проблем в установленной сфере деятельности субъектом бюджетного планирования, законодательным (представительным) органам власти.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие других актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.