Заключение
Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления на проект федерального закона N 107951-5 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 107951-5 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которыми утверждение долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также иные вопросы, связанные с порядком принятия решений о формировании и реализации таких программ, предусматривается отнести к полномочиям соответственно законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.
Вместе с тем, в соответствии с законопроектом утверждение федеральных долгосрочных целевых программ, принятие нормативных правовых актов о порядке их реализации остается в компетенции Правительства Российской Федерации. Это не способствует взаимодействию соответствующих органов всех уровней публичной власти при реализации долгосрочных целевых программ.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а не долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В статье 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что органы местного самоуправления ( не указано какие органы) обладают полномочием по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Вместе с тем, в статье 35 установлено, что в исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований находится принятие планов и программ развития муниципальных образований ( не указано каких видов программ).
По смыслу статей 17 и 35 Федерального закона представительные органы муниципальных образований вправе утверждать все виды программ развития муниципального образования - программы комплексного социально-экономического развития и долгосрочные целевые программы, финансируемые за счет средств местного бюджета. Это обеспечивает контроль за расходованием бюджетных средств и реализацию принципа самостоятельности местных бюджетов ( статья 31 Кодекса).
Вместе с тем, следует иметь в виду, что федеральные и региональные долгосрочные целевые программы могут включать соответствующие местные долгосрочные целевые программы и в этом случае необходимо применение единого порядка их формирования, утверждения и финансирования. Так, на основании части 4 статьи 179 Кодекса долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).
На этом основании полагаем, что для урегулирования вопроса об отнесении к полномочиям соответственно законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования утверждение долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также иные вопросы, связанные с порядком принятия решений о формировании и реализации таких программ, необходимо внесение согласованных со всеми уровнями публичной власти изменений в законодательство о государственном строительстве и бюджетное законодательство.
Законопроектом предлагается исключить из пункта 2 статьи 179 Кодекса положения, устанавливающие предельный срок для утверждения долгосрочных целевых программ - не позднее одного месяца со дня внесения проекта (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
Исключение данной нормы вызовет затруднения при подготовке и внесении проекта закона (решения) о бюджете и может привести к несвоевременному началу реализации долгосрочных целевых программ и, как следствие, нарушению сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией абзаца первого пункта 3 статьи 179 Кодекса к компетенции Правительства Российской Федерации (законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования) предлагается отнести установление порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы. При этом не решается вопрос об установлении критериев указанной оценки.
Следует иметь в виду, что данную оценку правомерно осуществлять на основе показателей, установленных соответствующими Указами Президента Российской Федерации об оценке эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Законопроектом на основании результатов оценки эффективности допускается принятие решения об увеличении бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочной целевой программы. Однако, такое увеличение возможно только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и должно быть увязано с внесением изменения в долгосрочную целевую программу.
Законопроектом также предлагается внести в статью 179.3 Кодекса изменения, в соответствии с которыми в федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию среднесрочных и краткосрочных целевых программ. Однако сроки действия "краткосрочных целевых программ" и "среднесрочных целевых программ" не определяются.
Следует иметь в виду, что механизм предоставления бюджетных инвестиций в рамках программ, реализуемых в течение одного финансового года, установлен статьями 79 и 80 Кодекса.
Кроме того, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 179 Кодекса сроки реализации долгосрочных целевых программ законодательно жестко не регламентированы и определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Указанные органы могут устанавливать различные сроки как для реализации долгосрочных целевых программ, так и для отдельных подпрограмм, входящих в них.
В новой редакции статьи 179.3 Кодекса законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации и представительные органы муниципального образования наделяются полномочиями по установлению порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ. При этом нарушается концепция Кодекса, в соответствии с которой целевые программы подразделяются по их характеристикам на долгосрочные целевые программы и ведомственные целевые программы, принятие и реализация которых регулируется статьями 179 и 179.3 Кодекса.
На основании вышеизложенного Комитет по вопросам местного самоуправления не поддерживает данный законопроект.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.