Заключение
Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 107951-5 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"
(в части закрепления полномочий по разработке, формированию, утверждению и реализации целевых программ (подпрограмм) за законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органом муниципального образования)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 107951-5 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", внесенный Законодательным собранием Краснодарского края, и отмечает.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы отмечается, что в соответствии с пунктом 57 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законодательной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года), внесение изменений в основной законодательный акт путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт недопустимо.
Авторам законодательной инициативы следовало вносить изменения в действующую редакцию Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с одновременным признанием утратившими силу соответствующих пунктов статьи 1 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 179 Кодекса в соответствии с которыми утверждение долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также иные вопросы, связанные с порядком принятия решений о формировании и реализации таких программ, предусматривается отнести к полномочиям соответственно законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а не долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В статье 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены аналогичные полномочия представительных органов муниципальных образований.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить из пункта 2 статьи 179 Кодекса положения, устанавливающие предельный срок для утверждения долгосрочных целевых программ - не позднее одного месяца со дня внесения проекта (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
По мнению Комитета по бюджету и налогам исключение данной нормы вызовет затруднения при подготовке и внесении проекта закона (решения) о бюджете и может привести к несвоевременному началу реализации долгосрочных целевых программ и, как следствие, нарушению сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести в статью 179.3 Кодекса изменения, в соответствии с которыми в федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию среднесрочных и краткосрочных целевых программ, а законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта и представительные органы муниципального образования наделяются полномочиями по установлению порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ. Однако сроки действия "краткосрочных целевых программ" и "среднесрочных целевых программ" не определяются.
Комитет по бюджету и налогам отмечает, что в Кодексе реализован подход, при котором целевые программы подразделяются по их характеристикам на долгосрочные целевые программы и ведомственные целевые программы, принятие и реализация которых регулируется статьями 179 и 179.3 Кодекса, а механизм предоставления бюджетных инвестиций в рамках программ, реализуемых в течение одного финансового года, установлен статьями 79 и 80 Кодекса.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 179 Кодекса сроки реализации долгосрочных целевых программ законодательно жестко не регламентированы и определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Указанные органы могут устанавливать различные сроки как для реализации долгосрочных целевых программ, так и для отдельных подпрограмм, входящих в них.
В связи изложенным, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 107951-5 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.