Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 144752-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" подготовлен в целях продления действия норм переходного периода в части предоставления субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям права замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на дифференцированные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.
Пунктами 3.1, 4, 5.1 и 6.1 статьи 2 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" предусмотрена возможность при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на 2006 - 2008 годы применять пункты 2 и 3 статьи 58, статьи 137, 138 и 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона) с учетом следующих особенностей.
По согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений, регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и районных фондов финансовой поддержки поселений могут быть полностью или частично заменены дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений в бюджеты поселений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации.
Благодаря указанной норме в 2007 году 108 муниципальных образований Ставропольского края произвели замену дотации на дополнительные нормативы, что позволило привлечь в 2007 году дополнительно в местные бюджеты 499,7 млн. рублей по сравнению с причитающейся дотацией из фондов финансовой поддержки районов и поселений, в том числе:
- налога на прибыль организаций - 73 712 тыс. рублей;
- НДФЛ - 356 420 тыс. рублей, или на 45,1 процента больше, чем предусматривалось в виде дотации;
- единого налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения, - 2 733 тыс. рублей, или на 13,8 процента больше;
- налога на имущество организаций - 23 758 тыс. рублей, или на 43,4 процента больше;
- транспортного налога - 15 300 тыс. рублей, или в 2,7 раза больше;
- арендной платы за земли - 27 804,5 тыс. рублей, или в 4,5 раза больше.
Помимо этого за счет повышения заинтересованности муниципальных образований в увеличении собираемости переданных налогов бюджет Ставропольского края в 2007 году также получил дополнительно 1 095,4 млн. рублей.
В течение трех последних лет в муниципальных образованиях Ставропольского края, выбравших дифференцированные нормативы отчислений взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, сложилась положительная динамика роста доходов.
Наиболее показательны результаты работы органов местного самоуправления по сбору транспортного налога. Несмотря на ежегодный рост количества зарегистрированных транспортных средств, указанный источник характеризуется достаточно низкой собираемостью. Данная ситуация обусловлена тем, что до настоящего времени существует ряд проблем с исчислением и уплатой транспортного налога (низкое качество, недостоверность сведений, предоставляемых из органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств в налоговые органы).
В связи с этим передача транспортного налога по дифференцированным нормативам в местные бюджеты позволила укрепить налоговую базу по транспортному налогу и обеспечить при этом своевременное поступление налога в бюджет Ставропольского края. Всеми муниципальными образованиями края, заменившими дотации на дифференцированный норматив отчислений от транспортного налога, было получено доходов от 2 до 3,5 раза больше, чем причиталось в виде дотации.
Учитывая тот факт, что от наполняемости доходной части местных бюджетов зависит качество осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, а также в целях повышения заинтересованности муниципальных образований в развитии собственной налоговой базы, предлагается продолжить практику замены дотаций на дифференцированные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.