Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 144752-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части предоставления субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям права замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на дифференцированные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов), внесенному Государственной Думой Ставропольского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 144752-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Государственной Думой Ставропольского края, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предусматривается внесение изменений в положения статей 58, 61.2, 137, 138 и 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Данными изменениями предлагается предоставить возможность субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.
Кроме того, нормами законопроекта предлагается также внести изменения в нормы статьи 142.1 Кодекса, предоставляющие возможность муниципальным районам по согласованию с представительными органами поселений устанавливать дополнительные (дифференцированных) нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимам, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из районных фондов финансовой поддержки поселений.
Согласно действующей редакции указанных положений Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты только от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, взамен дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Помимо этого в настоящее время субъекты Российской Федерации вправе устанавливать единые нормативы отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, соответственно в бюджеты поселений и муниципальных районов (часть 1 статьи 58 Кодекса)
Вместе с тем положения законопроекта расширяют возможности субъектов Российской Федерации по передаче различных видов налоговых доходов в местные бюджеты в целях стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию собственного налогового потенциала и расширению налоговой базы на соответствующих территориях.
Кроме того, по сравнению с действующими положениями Кодекса нормы законопроекта предоставляют субъектам Российской Федерации больше возможностей учитывать уровень социально-экономического развития муниципальных образований, их налоговый потенциал и географическое положение при решении вопроса об установлении дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений в местные бюджеты от тех или иных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимам, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Однако следует отметить, что положения законопроекта не предусматривают обязанность для субъектов Российской Федерации осуществлять согласование с представительными органами муниципальных образований установление дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от указанных налогов взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствующие местные бюджеты.
Таким образом, предлагаемый в законопроекте порядок установления данных нормативов отчислений в местные бюджеты не позволяет учитывать интересы муниципальных образований при решении указанного вопроса.
В тоже время необходимо учитывать, что установление таких нормативов отчислений в местные бюджеты в определенных случаях может привести к потерям доходов местных бюджетов в течении финансового года в связи с получением ими средств по указанным нормативам отчислений в объеме ниже расчетной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности соответствующего муниципального образования. При этом указанные потери доходов местных бюджетов не подлежат возмещению из бюджетов вышестоящего уровня.
Поэтому в законопроекте необходимо предусмотреть требование о необходимости согласования с представительными органами муниципальных образований решение вопроса об установлении в соответствующие местные бюджеты дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от указанных налогов взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект при условии учета указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
В тоже время полагаем, что при рассмотрении законопроекта Государственной Думой во втором чтении следует конкретизировать его положения в части предоставления субъектам Российской Федерации права выбора средств бюджетного регулирования при осуществлении выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, то есть субъектам Российской Федерации необходимо предусмотреть право решать данный вопрос путем предоставления дотаций местным бюджетам либо путем установления дополнительных (дифференцированных) нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации взамен указанных дотаций (полностью или частично), либо путем применения дифференцированного подхода к муниципальным образованиям соответствующего субъекта Российской Федерации при выборе указанных средств бюджетного регулирования.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.