Заключение Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике
на проект федерального закона N 144752-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный Государственной Думой Ставропольского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике (назначен соисполнителем по законопроекту решением Совета Государственной Думы от 20 января 2009 года, протокол N 80) рассмотрел в части вопросов, находящихся в сфере ведения Комитета, проект федерального закона N 144752-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Государственной Думой Ставропольского края, и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в статей 58, 61.2, 137, 138 и 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Указанными изменениями предлагается предоставить возможность субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.
Кроме того, нормами законопроекта предлагается также внести изменения в статью 142.1 Кодекса, предоставляющие возможность муниципальным районам, по согласованию с представительными органами поселений, устанавливать дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из районных фондов финансовой поддержки поселений.
Нормы предложенного к рассмотрению законопроекта в некоторой степени позволяют расширить возможности субъектов Российской Федерации по передаче различных видов налоговых доходов в бюджеты муниципальных образований в целях стимулирования органов местного самоуправления по наращиванию собственного налогового потенциала и расширению налоговой базы на соответствующих территориях.
Вместе с тем, установление для местных бюджетов дифференцированных нормативов налоговых отчислений противоречит принципу равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, определенных статьей 31.1 Кодекса.
При этом, действующая редакция Кодекса устанавливает возможность замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований только на отчисления от налога на доходы физических лиц, поступления от которого в территориальные и местные бюджеты отличаются стабильностью и высоким качеством прогнозирования. Налоговая база других федеральных и региональных налогов и сборов, поступающих в соответствующие бюджеты, характеризуется крайней неравномерностью распределения по типам муниципальных образований и сложностями, связанными с их администрированием. Применение схем, устанавливающих дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в местные бюджеты приведет к увеличению количества муниципальных образований, имеющих дефицитные бюджеты, особенно в условиях снижения налогооблагаемой базы. Данная ситуация неизбежно приведет к необходимости оказания дополнительной финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, что будет затруднено неблагоприятно складывающейся экономической конъюнктурой в регионах и исполнением консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, предлагаемый метод наполнения местных бюджетов доходными источниками может привести к применению субъективных подходов и росту зависимости органов местного самоуправления от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что явится следствием ухудшения качества планирования и исполнения местных бюджетов.
В связи с изложенным, рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике для принятия Государственной Думой в первом чтении.
Председатель комитета |
В.В. Усачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.