Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект указанного федерального закона.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить часть 3 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) положением, согласно которому заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта наличия сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков в случае, если требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа содержится в конкурсной документации, документации об аукционе.
При рассмотрении данного положения законопроекта необходимо учитывать, что статьей 11 Федерального закона предусмотрено право заказчика, уполномоченного органа установить такое требование к участникам размещения заказа, как отсутствие в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
При этом согласно статье 12 Федерального закона при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Федерального закона.
В этой связи участник размещения заказа, не соответствующий требованиям, предъявляемым статьей 11 Федерального закона, не может быть допущен до участия в конкурсе и, соответственно, стать его победителем.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта предусмотрена возможность размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог общего пользования, а также временных построек, киосков, навесов и других подобных построек для государственных и муниципальных нужд путем проведения не только аукциона (как установлено действующей редакцией), но и конкурса.
Необходимо отметить, что в пояснительной записке к законопроекту не приведены обоснования экономической целесообразности указанного изменения. При этом практика показывает, что по результатам проведения аукционов достигается существенная экономия бюджетных средств. Предварительная квалификация участников аукционов позволяет избежать победы в них неквалифицированных участников, что снижает риски неисполнения контрактов.
Подпунктами "а" и "г" пункта 3 и пунктом 16 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон, предусматривающие применение к участникам размещения заказа при размещении заказа путем запроса котировок требований, предъявляемых к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона размещение заказа путем запроса котировок осуществляется без проведения процедуры торгов. Учитывая эту особенность, правоотношения, связанные с размещением заказа путем запроса котировок, регламентированы главами 4 и 5 Федерального закона. В случае необходимости дополнительного регулирования вопросов, связанных с размещением заказа путем запроса котировок, соответствующие изменения необходимо вносить в указанные главы Федерального закона.
Подпунктом "в" пункта 3 статьи 1 законопроекта предусмотрена возможность установления Правительством Российской Федерации с учетом отраслевых особенностей предмета заказа дополнительных требований к участникам размещения заказа в части наличия у таких участников производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых, трудовых и других ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.
Указанные предложения не могут быть поддержаны, так как эти изменения, сужая круг участников размещения заказа, ограничивают права российских потребителей в получении высококачественной продукции. Сокращение количества участников размещения заказа нарушает основные принципы открытости и равноправия участников, не позволяет обеспечить выбор наиболее качественной продукции на основе добросовестной конкуренции.
Пунктом 12 статьи 1 законопроекта предлагается внести в пункт 2 части 2 статьи 35 Федерального закона изменение, в соответствии с которым заявка на участие в аукционе должна содержать, среди прочего, сведения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта. Вместе с тем указанное положение не относится к предмету правового регулирования пункта 2 части 2 статьи 35 Федерального закона, поскольку им определены требования к заявке в части функциональных характеристик (потребительских свойств) и качества товаров, работ, услуг.
Законопроектом предлагается сократить сроки размещения заказа путем проведения конкурсов, период времени от даты публикации извещения о проведении конкурса до даты вскрытия конвертов, сроки внесения изменений в конкурсную документацию и извещение, а также увеличить с трех до пяти рабочих дней срок передачи проекта контракта участнику, с которым контракт должен быть заключен.
Вместе с тем в пояснительной записке к законопроекту не приведена убедительная аргументация предлагаемых изменений.
С учетом изложенного представленный проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Аппарата Правительства от 17 февраля 2009 г. N 620п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 104886-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Республики Коми"
Текст письма официально опубликован не был