Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по строительству и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 104886-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - внесен Государственным Советом Республики Коми
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 104886-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Республики Коми, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в часть 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), установив обязанность заказчика отказаться от заключения контракта с победителем торгов или запроса котировок в случае установления факта наличия сведений о таком участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков, если указанное требование было предусмотрено в конкурсной документации или документации об аукционе (пункт 1 статьи 1 законопроекта). Пунктом 4 статьи 12 законопроекта предлагается также предусмотреть, что наличие сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков, в случае, если такое требование было предусмотрено в конкурсной документации или документации об аукционе, является основанием для отстранения такого участника от участия в торгах на любом этапе их проведения.
Предлагаемые законопроектом изменения являются избыточными по следующим основаниям.
Требование об отсутствии сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков может быть установлено заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона. В случае, если такое требование установлено, участник размещения заказа обязан продекларировать свое соответствие указанному требованию в заявке на участие в торгах (часть 3.2 статьи 25 и часть 2.1 статьи 35 Закона введены Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 308-ФЗ)). Согласно части 4 статьи 12 Закона в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке на участие в торгах, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.
Подпунктами "а", "б", "г" пункта 3, пунктами 16, 17 статьи 1 законопроекта предлагается распространить требования Закона, предъявляемые к участникам торгов, на участников размещения заказа при проведении запроса котировок.
Указанные изменения также представляются избыточными по следующим основаниям.
Федеральным законом N 308-ФЗ в Закон внесены изменения, которые предоставляют заказчику право устанавливать при проведении запроса котировок такое требование к участникам размещения заказа как отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа. Распространение на участников размещения заказа при проведении запроса котировок иных требований, предусмотренных Законом в отношении участников торгов, приведет к тому, что необходимо будет вводить процедуру проверки котировочной комиссией участников размещения заказа на соответствие таким требованиям, что, безусловно, увеличит время проведения запроса котировок. Вместе с тем, запрос котировок - ограниченная по сумме и срокам процедура размещения заказа. Кроме того, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем в проведении запроса котировок в случае, несоответствия его требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 9 Закона, в том числе, требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменение в часть 3 статьи 11 Закона и установить возможность Правительства Российской Федерации устанавливать с учетом отраслевых особенностей предмета заказа дополнительные требования к участникам размещения заказа о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых, трудовых и других ресурсов, необходимых для производства отваров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.
Следует учитывать, что Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 79-ФЗ статья 11 Закона дополнена новой частью 2.2, согласно которой Правительство Российской Федерации вправе установить единые дополнительные требования, в том числе квалификационные требования, к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки, выполнение, оказание соответственно отдельных товаров, работ, услуг для федеральных нужд, а также нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд в целях исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, источником финансового обеспечения которых частично или полностью являются целевые межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, предлагаемое законопроектом изменение утратило актуальность.
Законопроектом предлагается также увеличить срок передачи участнику размещения заказа проекта контракта для подписания с трех до пяти рабочих дней. Указанное изменение представляется нецелесообразным, т.к. проект контракта является неотъемлемым приложением конкурсной документации и документации об аукционе. По итогам торгов в проект контракта вносятся ограниченное число изменений - о цене и условиях контракта, предложенных в заявке победителя конкурса, или о цене, предложенной победителем аукциона. Внесение иных изменений в проект контракта не допускается. Для внесения указанных изменений и передачи проекта контракта участнику размещения заказа три рабочих дня являются достаточным сроком.
Подпунктами "а" и "б" пункта 6 статьи 1 и статьей 2 законопроекта предлагается сократить срок опубликования извещения о проведении конкурса с тридцати до двадцати дней и срок, на который продляется время подачи заявок на участие в конкурсе в случае внесения изменений в извещение о проведении конкурса, - с двадцати до пятнадцати дней. Указанное предложение не может быть поддержано, т.к. сокращение указанных сроков может привести к ограничению доступа к участию в конкурсе, поскольку сокращаются сроки ознакомления с предметом конкурса и подготовки заявки на участие в конкурсе.
Пунктом 7 статьи 1 законопроекта предлагается предоставить право заказчику указывать в конкурсной документации товарный знак закупаемых товаров в случае несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Указанное предложение не может быть поддержано, т.к. в случае необходимости закупки товаров конкретного товарного знака для обеспечения их взаимодействия с имеющимся оборудованием должен проводиться аукцион, поскольку все остальные параметры товара уже заданы и не могут являться критерием оценки. Кроме того, Федеральным законом N 308-ФЗ в Закон было внесено уточнение, согласно которому конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.
Пунктом 10 статьи 1 законопроекта также предлагается закрепить, что в случае проведения конкурса на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию, обязательному страхованию гражданской ответственности для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия не должна оценивать и сопоставлять указанные заявки по такому критерию, как цена контракта. Данное изменение обосновывается тем, что при проведении конкурса на оказание услуг, тарифы на которые регулируются государством, такой критерий оценки заявок как цена неприменим, поскольку предлагаемая участниками размещения заказа цена контракта должна быть одинаковой.
Вместе с тем, положение статьи 28 Закона, согласно которому цена контракта всегда является критерием оценки заявки на участие в конкурсе, не препятствует проведению конкурса на оказание указанных услуг. В данном случае все участники конкурса предложат одинаковую цену контракта, получат по данному критерию одинаковую оценку и победитель будет определяться путем сравнения оценок по другим критериям.
Пунктом 12 статьи 1 законопроекта предусматривается включение в состав заявки на участие в аукционе сведений об условиях исполнения государственного или муниципального контракта. Учитывая, что все условия исполнения контракта должны быть определены в документации об аукционе и не могут изменяться в ходе аукциона, данное положение законопроекта представляется нецелесообразным.
Законопроект вносит изменения в нормы, которые уже действуют в новой редакции. Так, пунктами 11 и 15 статьи 1 законопроекта предлагается уточнить, что размер обеспечения исполнения контракта указывается не в извещении о проведении конкурса или аукциона, а, соответственно, в конкурсной документации и документации об аукционе. Данное уточнение уже внесено Федеральным законом N 308-ФЗ.
Из содержания пункта 6 части 2 статьи 55 Закона следует, что к обстоятельствам непреодолимой силы, при которых возможна закупка у единственного поставщика, относятся и случаи аварии. В связи с этим положение пункта 19 статьи 2 законопроекта, которым предлагается уточнить, что к непреодолимой силе относятся и случаи необходимости срочного выполнения аварийно-восстановительных работ, представляется избыточным.
Законопроектом предлагается дополнить Закон новой статьей 58.1 "Оставление жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии без движения". Согласно новой статье решение об оставлении жалобы без движения принимается в случае, если такая жалоба не содержит предусмотренных Законом сведений. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, будут устранены в срок, установленный в решении об оставлении жалобы без движения, жалоба считается поданной в день ее поступления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и принимается к рассмотрению.
В настоящее время отсутствие установленных Законом сведений является основанием для возврата жалобы лицу, подавшему такую жалобу, в срок не позднее чем через два рабочих дня со дня поступления такой жалобы. При этом установленный Законом десятидневный срок для обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по размещению заказа в уполномоченный орган является пресекательным и не подлежит восстановлению. По истечении указанного срока обжаловать результаты размещения заказа и действия (бездействия) указанных лиц можно только в судебном порядке. Это обусловлено тем, что установление более длительного срока или предоставление уполномоченному органу возможности продлять этот срок во многих случаях приведет к тому, что участники размещения заказа будут злоупотреблять своим правом и обжаловать результаты размещения заказа в целях недопущения заключения контракта с иными участниками, ставшими победителями торгов или победителями в проведении запроса котировок.
Указанной поправкой фактически предлагается предоставить уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органам власти право устанавливать более длительный срок для обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, комиссии по размещению заказов.
Таким образом, данное положение законопроекта не может быть поддержано.
С учетом указанных замечаний в соответствии с подпунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации решением Комитета от 19 марта 2009 года N 37, п.1.1. было предложено субъекту права законодательной инициативы изменить текст законопроекта.
Письмом от 15 марта 2009 года N 01-25/02/545 Государственным Советом Республики Коми были отправлены обоснования к замечаниям, изложенным в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на законопроект от 17 февраля 2009 года N 620п-П13, в соответствии с которыми субъект законодательной инициативы просит поддержать законопроект в первоначальной редакции. Законопроект в измененной редакции в Государственную Думу не внесен.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 104886-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.