Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 44746-5 "О внесении изменения в статью 364 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан в целях уточнения понятия объектов налогообложения при обложении деятельности букмекерских контор и тотализаторов налогом на игорный бизнес.
В настоящее время подавляющее большинство букмекерских контор и тотализаторов не уплачивают налог на игорный бизнес ввиду несовершенства понятия объекта налогообложения для данных видов игорных заведений - кассы тотализатора или букмекерской конторы. В соответствии со статьей 364 Налогового кодекса под кассой тотализатора или букмекерской конторы понимается специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. Таким образом, буквальное толкование данной нормы позволяет считать объектом налогообложения расчетный центр, в котором осуществляются подсчеты сумм ставок и выигрышей. Исходя из этого владельцы букмекерских контор и тотализаторов передают функции по учету общих сумм ставок и определению сумм выигрышей третьим лицам, тем самым осуществляя игорный бизнес без объектов налогообложения.
Обширная судебная практика, поддержавшая данный подход к толкованию налоговых норм, и позиция налоговых органов в своих разъяснениях указывают на то, что неуплата налога на игорный бизнес букмекерскими конторами и тотализаторами носит массовый характер. Десятки и сотни игорных заведений, объединившись в единую сеть и называя себя лишь пунктами по приему ставок и выплате выигрышей, могут иметь единый расчетный центр - единственный объект налогообложения.
В Краснодарском крае в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан установлен достаточно высокий размер налога на игорный бизнес за одну кассу букмекерской конторы или одну кассу тотализатора (125 тысяч рублей в месяц). В 2006 году в Краснодарском крае в налоговые органы не было подано ни одной декларации от организаторов букмекерских контор и тотализаторов, в то время как десятки этих игорных заведений функционировали на территории края.
Необходимо откорректировать нормы налогового законодательства, чтобы налогообложение букмекерских контор и тотализаторов соответствовало масштабам их деятельности.
Доходность букмекерских контор и тотализаторов зависит не от количества расчетных центров, а от количества специально оборудованных мест, где посетители могут делать ставки для участия в азартной игре и (или) получать выигрыш. Чем больше таких мест оборудуется организатором азартной игры, тем больше участников игр и выше доходность игорного заведения, что напрямую должно отражаться на его налогообложении.
Игорное заведение, в полной мере предоставившее возможность гражданину принять участие в азартной игре (сделать ставку и получить выигрыш), должно облагаться налогом на игорный бизнес непосредственно по месту его нахождения вне зависимости от того, определяет оно сумму выигрыша самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 364 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 364 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 364 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 364 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие других актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.