Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 86237-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части зачисления неналоговых доходов в местные бюджеты), внесенному Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 86237-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Костромской областной Думой, и отмечает следующее.
Нормами указанного законопроекта предлагается внести изменения в положения статей 8, 9, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие возможность передачи неналоговых доходов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, а также из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений по нормативам отчислений, установленным соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете и решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.
Авторами законопроекта необходимость внесения указанных изменений обосновывается тем, что согласно нормам статьи 8 и части 2 статьи 9 Кодекса аналогичные полномочия предоставлены субъектам Российской Федерации и муниципальным районом по установлению нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, подлежащих зачислению соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и в бюджеты муниципальных районов.
Кроме того, нормами статьи 47 Кодекса установлено, что к собственным доходам бюджетов относятся неналоговые доходы (в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, штрафы и иные суммы принудительного изъятия и др.), зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Однако в Кодексе отсутствуют нормы, предусматривающие возможность передачи (полностью или частично) неналоговых доходов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам и из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений, подлежащих зачислению соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и в бюджеты муниципальных районов, что создает пробел в правовом регулировании указанных вопросов.
Таким образом, предоставление указанных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных районов позволит расширить число механизмов бюджетного регулирования, за счет которых указанные органы смогут обеспечить увеличение доходной базы местных бюджетов.
В тоже время следует учитывать, что отчисления от неналоговых доходов, поступающие в местные бюджеты из бюджетов других уровней, нельзя признать достаточно стабильным (прогнозируемым) показателем для выравнивания уровня финансовой обеспеченности муниципальных образований, поскольку их фактические объемы могут значительно отличаться от плановых показателей в течении финансового года, а также в очередном финансовом году и плановом периоде по отношению к отчетному году.
В связи с этим в законопроекте необходимо установить положение, запрещающие снижение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, поступающих из бюджетов других уровней, в случае передачи неналоговых доходов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, а также из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений по нормативам отчислений, установленным соответственно законом субъекта Российской Федерации и решением представительного органа муниципального района.
Кроме того, нормативы отчислений от неналоговых доходов могут устанавливаться в местные бюджеты белее# чем на один финансовый год, поэтому в законопроекте необходимо предусмотреть возможность установления данных нормативов отчислений в местные бюджеты не только законами субъектов Российской Федерации о бюджете и решениями представительных органов муниципального района о бюджете муниципального района, но и иными законами субъекта Российской Федерации (решениями представительного органа муниципального района).
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении с учетом указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.