Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству на проект федерального закона N 212386-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым, К.И. Черкасовым
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев указанный законопроект, считает необходимым отметить следующее.
Авторы законодательной инициативы предлагают внести изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), установив возможность отзыва члена избирательной комиссии с правом решающего голоса по инициативе субъекта, выдвинувшего его в состав избирательной комиссии.
Комитет отмечает, что право немотивированного отзыва члена избирательной комиссии с правом решающего голоса политической партией, предложившей данную кандидатуру при формировании комиссии, ставит члена комиссии с правом решающего голоса в зависимость от данной политической партии, определяет, что, участвуя в принятии решений избирательной комиссией, данный член комиссии должен будет руководствоваться политической позицией указанной политической партии, а не законом и собственными убеждениями, что противоречит положениям пункта 7 статьи 3 Федерального закона, устанавливающего независимость избирательных комиссий и недопустимость вмешательства в деятельность избирательных комиссий как основной принцип проведения избирательных кампаний в Российской Федерации.
Основания досрочного прекращения полномочий или освобождения от обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса закреплены в статье 29 Федерального закона. Данные основания связаны либо с личным желанием члена комиссии, либо с появлением объективных обстоятельств, при которых он не может исполнять свои полномочия, в том числе в силу установленного законом запрета. Исчерпывающий перечень таких ограничений содержится в п. 6 ст. 29 Федерального закона.
Кроме того, в определенных случаях прекращение полномочий или освобождение от обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, по существу, является мерой ответственности, которую несет член избирательной комиссии за конкретные виновные действия: совершение административного правонарушения или преступления, нарушающих законодательство о выборах и референдумах; наличие вины за допущенные нарушения, которые повлекли расформирование избирательной комиссии; систематическое невыполнение своих обязанностей.
Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего (п. 6 ст. 29). При этом единственным органом, в компетенцию которого входит установление вины члена комиссии с правом решающего голоса, является суд. Решение суда может быть обжаловано и лишь после вступления в законную силу выступает в качестве основания для немедленного прекращения полномочий члена комиссии с правом решающего голос (п. 8 ст. 29).
Нормы избирательного законодательства предусматривают право политических партий предлагать кандидатуры для назначения членами комиссий с правом решающего голоса, что отвечает целям публичности и гласности избирательного процесса. Однако это не подразумевает, что основная роль членов комиссий с правом решающего голоса, назначенных по предложениям политических партий - представительство и отстаивание интересов данных партий. Данные члены комиссии обязаны выполнять функции, которые законом возложены на избирательные комиссии вне связи с такими интересами.
Предлагаемый законопроектом порядок отзыва члена избирательной комиссии с правом решающего голоса фактически означает поднадзорность его деятельности как члена комиссии политической партии - это не сообразуется со смыслом избирательного законодательства, установленными законодателем гарантиями независимости члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, содержащимися в пункте 19 статьи 29 Федерального закона.
Кроме того, внесение в Федеральный закон положения о праве отзыва членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, изложенного в законопроекте, нарушит принцип несменяемости состава избирательной комиссии, который имеет первостепенное значение в решении вопроса обеспечения эффективного контроля за соблюдением избирательных прав граждан - основной цели деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации.
С точки зрения правоприменительной практики предоставление права отзыва члена избирательной комиссии с правом решающего голоса может повлечь за собой появление факторов искусственного создания политическими партиями неправомочности составов избирательных комиссий в период избирательных кампаний (в случае одновременного отзыва представителей несколькими политическими партиями избирательная комиссия не сможет провести правомочное заседание, таким образом, лишится возможности продолжения деятельности по подготовке и проведению выборов (референдумов).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает представленный законопроект и рекомендует его к отклонению.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.