Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802597-2 "О регулировании частной медицинской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О регулировании частной медицинской деятельности", ранее внесенный под названием "О частном здравоохранении", доработан рабочей группой, созданной по решению Комитета по охране здоровья и при активном участии авторов законопроекта Г.Р.Аскерханова и Н.Ф.Герасименко. По предложению Комитета и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации за N СО-П12-31952 в работе над законопроектом приняли участие представители Минздрава России, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, органов исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации. При доработке учтены предложения депутатов Государственной Думы, высказанные на заседании Государственной Думы в марте 1998 года при обсуждении концепции законопроекта и на парламентских слушаниях в мае 1998 года, приняты во внимание замечания, поступившие от 52 субъектов Российской Федерации и Правового управления Государственной Думы.
Законопроект подготовлен с учетом положений Конституции Российской Федерации о наличии в Российской Федерации государственной муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в развитие и в дополнение положений принятого Государственной Думой в первом чтении 27 января 1999 года законопроекта "О здравоохранении в Российской Федерации", который частную систему здравоохранения определяет как составную часть здравоохранения Российской Федерации и устанавливает общие правовые основы функционирования и развития этого сектора системы здравоохранения. Но и его принятие не решает всех проблем законодательного регулирования в области здравоохранения. Законодательное регулирование отношений в сфере частной медицинской деятельности чрезвычайно актуально, в связи с тем, что медицинская деятельность - это особый вид деятельности с высоким риском для жизни и здоровья, и в частном секторе здравоохранения нет органов и структур управления, организующих эту деятельность, осуществляющих руководство и контроль, в отличие от государственного и муниципального секторов здравоохранения.
Закон направлен на реализацию конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи, расширение возможностей выбора условий оказания медицинской помощи, и принимается в целях защиты здоровья и жизни граждан от неквалифицированных действий при оказании медицинской помощи. Предметом регулирования настоящего закона являются отношения в сфере частной медицинской деятельности, поэтому новое название законопроекта "О регулировании частной медицинской деятельности" отвечает его содержанию.
Сфера действия настоящего закона не распространяется на государственные и муниципальные организации здравоохранения.
Закон определяет частную медицинскую деятельность как предпринимательскую деятельность по оказанию медицинских услуг и устанавливает правовые основы и принципы ее осуществления. Четко обозначена категория граждан и юридических лиц, имеющих право на осуществление частной медицинской деятельности - это граждане, имеющие высшее или среднее медицинской образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (частнопрактикующие врачи, частнопрактикующие фельдшера, частнопрактикующие медицинские сестры) и получившие лицензию на осуществление определенных видов медицинской деятельности, а также негосударственные организации с момента получения лицензии на медицинскую деятельность. Закон вводит запрет на занятие определенными видами медицинской деятельности в сфере частной медицинской деятельности, осуществление которых требует установления особого контроля - это виды медицинской деятельности, связанные с изъятием органов и тканей в целях трансплантации, заготовкой крови и ее компонентов, лечением инфекционных болезней, представляющих опасность для окружающих, прерыванием беременности в поздние сроки, а также иные виды медицинской деятельности, осуществление которых запрещено законодательством Российской Федерации.
Основанием возникновения обязательств в сфере частной медицинской деятельности является договор оказания медицинских услуг.
Закон определяет существенные условия договора оказания медицинских услуг и предусматривает механизмы обеспечения непрерывности оказания медицинской помощи пациентам, устанавливая порядок исполнения обязательств, права и обязанности сторон по исполнению договора, а также ответственность и обязанности сторон в случае прекращения договора или прекращения частной медицинской деятельности.
Концепция законопроекта исходит из признания единой системы здравоохранения в Российской Федерации и необходимости государственного регулирования в сфере частной медицинской деятельности. Глава 3 законопроекта определяет правовые основы участия государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в отношениях, возникающих в результате осуществления частной медицинской деятельности, тем самым подчеркивается, что государство не снимает с себя ответственность за здоровье граждан и регулирует частную медицинскую деятельность. Механизмы государственного регулирования: государственная регистрация лиц, намеренных осуществлять частную медицинскую деятельность, лицензирование медицинской деятельности, сертификация медицинских услуг. Важно то, что за государственными органами и органами местного самоуправления остаются функции контроля качества и безопасности медицинских услуг, осуществляемые на основе единых в сфере здравоохранения требований, норм, стандартов.
Частная медицинская деятельность предполагает возмездный характер оказания медицинских услуг, но это не означает, что все медицинские услуги в сфере частной медицинской деятельности для пациентов только платные. Закон обязывает лиц, осуществляющих частную медицинскую деятельность, оказывать медицинскую помощь гражданам бесплатно при состояниях, угрожающих жизни, вне зависимости от наличия договоров с ними.
Если лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, участвуют в реализации программ государственных гарантий, пациентам гарантированные виды медицинской помощи оказываются бесплатно.
Представляемый законопроект не устанавливает новых норм по участию в реализации программ государственных гарантий лиц, осуществляющих частную медицинскую деятельность. Эти нормы уже определены законодательством Российской Федерации: об обязательном медицинском страховании, о здравоохранении, и другими законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Закон устанавливает лишь правовые основы и механизмы привлечения лиц, осуществляющих частную медицинскую деятельность, к реализации программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и устанавливает договорную систему отношений (договор на оказание медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию, государственный контракт и муниципальный заказ на медицинские услуги), определяет существенные условия и особенности по исполнению обязательств.
Реализация закона "О регулировании частной медицинской деятельности" не потребует дополнительных финансовых средств. Участие в реализации программ государственных гарантий предусматривается в пределах финансовых средств, выделенных на здравоохранение.
Полагаем, что развитие частного сектора здравоохранения, здоровая конкуренция качества медицинских и сервисных услуг, разумное использование потенциала и возможностей частного сектора здравоохранения будет способствовать реализации конституционных гарантий граждан на получение качественной медицинской помощи. Принятие закона "О регулировании частной медицинской деятельности" будет препятствием для незаконной медицинской деятельности и "теневого медицинского бизнеса".
Представленный законопроект не требует заключения Правительства Российской Федерации. Однако, учитывая важность регулирования частной медицинской деятельности и необходимость скорейшего принятия этого закона мы направляли его на заключение Правительства Российской Федерации, более того, при доработке учли все принципиальные замечания и предложения. Из законопроекта изъяты нормы, касающиеся аренды и иных мер содействия лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, поскольку эти вопросы регулируются налоговым законодательством и другими законами. Комитет по охране здоровья рекомендует его принять в первом чтении и приглашает к сотрудничеству по его совершенствованию.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О регулировании частной медицинской деятельности"
Принятие указанного закона не потребует затрат из средств Федерального бюджета и бюджетов других уровней.
Перечень законов и иных нормативных актов, подлежащих отмене, изменению и дополнению в случае принятия Федерального закона "О регулировании частной медицинской деятельности"
Принятие указанного закона не потребует внесения изменений в действующее законодательство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.