Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ по проекту федерального закона N 97802597-2 "О регулировании частной медицинской деятельности", внесенный депутатами Государственной Думы Г.Р. Аскерхановым, О.А. Беклемищевой и другими
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает.
Согласно статье 3 законопроекта, которая называется "Законодательство в сфере частной медицинской деятельности", частная медицинская деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о здравоохранении, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В связи с этим обращаем внимание, что Конституция Российской Федерации не входит в понятие "законодательство", так как принимается в ином порядке. Кроме того, при использовании термина "законодательство" подразумевается его собственный смысл, то есть понимаются только законодательные акты. В понятие "законодательство" не включаются иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с изложенным полагаем, что в названии статьи 3 законопроекта следует вести речь о правовой основе, либо о правовом регулировании соответствующих отношений.
Из содержания части 2 статьи 5 законопроекта не ясно, о каких утвержденных Правительством Российской Федерации положениях, устанавливающих требования о наличии необходимого уровня знания русского языка, идет речь.
Пункт 2 статьи 16, пункт 2 статьи 17 законопроекта, касающиеся определения оснований и порядка заключения государственного, муниципального контракта в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, не соотносятся с положениями статей 527, 528, 765 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 2 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее- Федеральный закон).
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 законопроекта государственный заказчик вправе "отказаться от договора", предупредив об этом исполнителя не менее чем за два месяца. Указанное положение требует согласования с частью 8 статьи 9 Федерального закона, в соответствии с которой расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статье 22 законопроекта контроль в сфере частной медицинской деятельности осуществляют в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, органы и организации, уполномоченные Правительством Российской Федерации; органы и организации, уполномоченные субъектами Российской Федерации; уполномоченные на то органы местного самоуправления. Полагаем, что данная редакция указанной статьи нуждается в дополнительном обсуждении с учетом принципа разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), а также принципа недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункты 5 и 10 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
В соответствии со статьей 23 законопроекта на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в области здравоохранения возлагается ряд полномочий. Обращаем внимание, что согласно пункту 4 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральные законы не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В связи с этим, в целях исключения возникновения трудностей в правоприменительной практике, полагаем необходимым уточнить критерии этих полномочий по отношению к каждому из указанных уровней публичной власти. Кроме того, наименование данной статьи "Отношения с органами исполнительной власти в области здравоохранения, органами местного самоуправления в области здравоохранения" является юридически не корректным. По нашему мнению, речь в названии должна идти о полномочиях указанных органов.
Принятие данного законопроекта потребует внесения изменений в нормы Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части согласования полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вопросов местного значения муниципальных образований в сфере здравоохранения.
Абзац третий пункта 1 статьи 25 законопроекта о предоставлении имущества во временное владение и(или) пользование на основе договоров аренды, необходимо соотнести со статьей 606 ГК РФ, определяющей договор аренды как предоставление имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Полагаем, что статью 28 законопроекта необходимо исключить как излишнюю, поскольку нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации) и Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации) не должны противоречить федеральным законам, что обуславливает необходимость приведения указанных актов в соответствие с принятыми федеральными законами.
Заместитель начальника управления |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.