Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 406967-4 "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части исключения из объекта налогообложения по налогу на прибыль средств, безвозмездно полученных организациями науки и фондами поддержки науки и образования)"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с действующим законодательством не облагаются налогом на прибыль только предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами, некоммерческими организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гранты, полученные на проведение конкретных научных исследований (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса). Также не подлежат обложению налогом на прибыль доходы налогоплательщика в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, и доходы в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Согласно подпункту 1.1 пункта 2 статьи 251 НК РФ не облагаются налогом на прибыль при условии целевого использования целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Таким образом, безвозмездные перечисления на науку и научную деятельность, полученные налогоплательщиками не от физических лиц и организаций, включенных в специальные перечни, и не из указанных выше фондов, образуют объект налогообложения по налогу на прибыль, что не может положительным образом сказываться на стимулировании развития инновационной деятельности в Российской Федерации.
Целью настоящего законопроекта является снятие ограничений на перечень средств, полученных на финансирование научной деятельности, и исключение их из объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций. Кроме того, проект закона исключает из объекта налогообложения по налогу на прибыль также средства, полученные фондами поддержки научных исследований и образовательной деятельности, что позволит аккумулировать средства частных инвесторов и направлять их на поддержку инноваций. В совокупности эти меры позволят существенно увеличить финансирование научных исследований за счет частных инвесторов, что эквивалентно расширению спроса на результаты научных исследований в особенности в фундаментальных науках.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части исключения из объекта налогообложения по налогу на прибыль средств, безвозмездно полученных организациями науки и фондами поддержки науки и образования)".
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части снятия ограничений на перечень средств, полученных на финансирование научной деятельности, и исключение их из объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций для организаций науки и образования)" требуется принятие федерального закона (либо внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты), определяющего порядок деятельности фондов поддержки науки и образования.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части исключения из объекта налогообложения по налогу на прибыль средств, безвозмездно полученных организациями науки и фондами поддержки науки и образования)"
В настоящее время основная часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) финансируется на основании хозяйственных договоров. Однако, некоторое количество НИОКР финансируется с помощью безвозмездных перечислений.
Финансирование НИОКР на безвозмездной основе осуществляется частными бесприбыльными организациями (объём финансирования оценивается на уровне 389,8 млн. рублей в 2004 году) и иностранными источниками (объём финансирования оценивается на уровне 196,04 млн. рублей в 2004 году). Предпринимательский сектор также финансирует небольшую долю НИОКР на безвозмездной основе (около 1354,1 млн. рублей в 2004 году). Таким образом, общая сумма средств, которая могла быть направлена на безвозмездной основе на цели научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в условиях 2004 года равна 2217,98 млн. рублей.
При расчетах объема выпадающих доходов бюджетной системы на 2007 год вследствие принятия данного законопроекта приняты следующие допущения: часть средств, переданных на безвозмездной основе для целей проведения НИОКР организациям науки, выводится из-под налогообложения посредством использования льготы по налогу на прибыль для некоммерческих организаций, а потому только половина указанной суммы облагается налогом на прибыль.
В расчётах также необходимо учесть стимулирующую роль предлагаемого законопроектом снятия ограничений на перечень средств, полученных на финансирование научной деятельности, и исключения их из объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций. Ожидается, что финансирование НИОКР на безвозмездной основе в таком случае вырастет в два раза.
Кроме того, необходимо учесть инфляцию, которая в 2005 году составила 11%, в 2006 году оценивается в 8,5%, а в 2007 - в 7,5%.
Выпадение доходов бюджетной системы при снятии ограничений на перечень средств, полученных на безвозмездной основе на финансирование научной деятельности, а также фондов поддержки науки и образования и исключении их из объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций для организаций науки и фондов поддержки науки и образования оценивается в следующих размерах:
1. |
Сумма средств, переданных на цели НИОКР организациям науки на безвозмездной основе, в условиях 2004 года |
2217,98 млн. руб. |
2. |
Сумма средств, переданных на цели НИОКР организациям науки на безвозмездной основе, облагаемая налогом на прибыль в условиях 2004 года (1/2 от строки 1) |
1108,99 млн. руб. |
3. |
Сумма средств, переданных на цели НИОКР организациям науки и фондам поддержки науки и образования на безвозмездной основе, облагаемая налогом на прибыль, с учетом эффекта увеличения финансирования, в условиях 2004 года (2*строку 2) |
2217,98 млн. руб. |
4. |
Налоговые поступления от суммы средств, переданных на цели НИОКР организациям науки и фондам поддержки науки и образования на безвозмездной основе, в условиях 2004 года (налог на прибыль 24 процента от строки 3) |
532,3 млн. руб. |
5. |
Выпадение доходов бюджетной системы при исключении из объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций средств, безвозмездно полученных организациями науки и фондами поддержки науки и образования в условиях 2007 года (*1,11*1,085*1,075) |
689,2 млн. руб. |
Ожидаемое выпадение доходов бюджетной системы составят 689,2 млн. рублей в годовом исчислении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.