Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 406967-4 "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, Ж.И. Алферовым, С.И. Колесниковым, Н.С. Максимовой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, сообщаем следующее.
Законопроектом предлагается внести в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы, "в виде средств и имущества, безвозмездно полученные на ведение уставной деятельности научных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", либо на ведение уставной деятельности фондов поддержки научных исследований и (или) образовательной деятельности".
В настоящее время положениями статьи 251 Налогового кодекса предусмотрены льготы по налогу на прибыль в отношении отдельных видов средств и имущества, передаваемых на осуществление научной и образовательной деятельности, к которым относятся: гранты, которыми признаются денежные средства или иное имущество в случае, если они предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ, в том числе, в области образования, а также на проведение конкретных научных исследований; в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (см. подпункты 14 и 22 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса).
Таким образом, вопрос об установлении налоговых льгот по налогу на прибыль в отношении отдельных видов средств и имущества, передаваемых на осуществление научной и образовательной деятельности законодательно урегулирован, в связи с чем не ясно, о каких средствах и имуществе, передаваемом для осуществления указанной деятельности, идет речь в законопроекте.
В связи с этим обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится принятый в первом чтении 4 апреля 2007 года проект федерального закона N 391230-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", согласно которому подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса предлагается дополнить положениями, предусматривающими, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных, в том числе из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Таким образом, полагаем целесообразным согласовать рассматриваемый законопроект с проектом федерального закона N 391230-4.
В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", определяющей финансирование научной и (или) научно-технической деятельности, в Российской Федерации действуют государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. В этой связи неясно, о каких именно фондах идет речь в законопроекте.
Кроме того, термин "фонды поддержки образовательной деятельности" в законодательных актах не используется и требует дополнительного уточнения.
Используемую законопроекте формулировку "в виде средств и имущества" следует заменить формулировкой "в виде средств и иного имущества", поскольку понятие "имущество" включает в себя и денежные средства (см. статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункты 6 и 10 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса).
Статья 2 законопроекта предполагает вступление его в силу с 1 января 2007 года, в связи с чем данную статью следует согласовать с положениями пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса, в соответствии с которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В том случае, если речь идет о придании проектируемым нормам обратной силы, статью 2 законопроекта следует согласовать с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса, в соответствии с которым акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В этой связи законопроект также следует согласовать с пунктом 4 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) проект нуждается в юридико-технической доработке.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.