Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 608086-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику
Досье на проект федерального закона
Обязанность работодателя выплачивать работникам заработную плату своевременно и в полном объёме предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем требования трудового законодательства о своевременной выплате заработной платы не всегда выполняются.
По сведениям Росстата на 1 августа 2011 г. просроченная задолженность по заработной плате в целом по Российской Федерации составила 2570 млн. рублей, из них задолженность по заработной плате свыше двух месяцев составляет около 75%.
В целях защиты своих трудовых прав на выплату заработной платы работникам нередко приходится обращаться в суд.
Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в виде уплаты процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором.
Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Часть 1 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает в письменной форме извещение каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Поскольку денежная компенсация при выплате задержанной заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, не является заработной платой, то не все работодатели извещают работников о начислении указанной денежной компенсации.
При указании в расчетном листке начисленной и не выплаченной денежной компенсации за просрочку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, при обращении работника в суд, отпадает необходимость искового производства.
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрен упрощенный порядок разрешения дел по требованиям о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы в порядке приказного производства путем вынесения судебного приказа (ст. 22, 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Однако в перечне требований, по которым выдается судебный приказ (ст. 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) отсутствует требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику. Взыскание указанной денежной компенсации в настоящее время возможно только в порядке искового производства, что значительно усложняет процесс взыскания указанной денежной компенсации.
Предполагаемые проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику)" изменения позволят в случае невыплаты денежной компенсации при выплате задержанной заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат упростить процесс взыскания указанной денежной компенсации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику" не повлечет дополнительного бюджетного финансирования, в т.ч. выделения средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате и другим выплатам, причитающимся работнику" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.