Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 607075-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" и Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" закрепляют положения об обязательности для всех выпускников средних образовательных учреждений сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Однако если подвести итоги за три года, прошедших со времени введения ЕГЭ, то можно сделать неутешительный вывод: государственная власть экзамен по ЕГЭ не прошла. Факты говорят сами за себя. Выявленные злоупотребления при сдаче ЕГЭ дают основание считать, что введение единого государственного экзамена было несвоевременным и поспешным решением. Ни учителя, ни сами ученики, ни образовательные учреждения, ни государственная власть не были готовы к этому.
Не секрет, что в настоящее время ощущается острый дефицит преподавателей во многих учебных заведениях страны, особенно в сельской местности. Вследствие этого, уровень знаний учащихся часто оказывается ниже требуемого для успешной сдачи единого государственного экзамена. Идя навстречу ученикам, преподаватели стараются "помочь" им тем или иным способом, иногда просто подсказывая верные ответы. А директоры школ закрывают на это глаза ради поддержания завышенного уровня успеваемости учеников.
Особенно много злоупотреблений такого рода имеют место в национальных республиках, в первую очередь Северного Кавказа, где долгое время существовал принцип "плюс один", при котором к любой оценке ученика добавлялся один балл. И это без учета уровня коррупции в системе образования.
Министерство внутренних дел Российской Федерации уже отметило, что оборот коррупционных денег в системе образования в настоящее время превысил 5 млрд. долларов, что составляет 1/10 часть ежегодных бюджетных затрат на систему образования в России.
В результате тех или иных нарушений при сдаче единого государственного экзамена в образовательные учреждения высшего профессионального образования попадают учащиеся с уровнем знаний, несоответствующим необходимым требованиям для поступления.
Все это свидетельствует о том, что единый государственный экзамен оказался неэффективен и нуждается в отмене. Именно это и предлагает данный законопроект. При этом он снимает требование проведения государственной (итоговой) аттестации (ГИА) по той же тестовой системе, как и ЕГЭ, что предполагает проведение ГИА по традиционной системе.
Принятие законопроекта значительно снизит количество злоупотреблений на уровне школы и позволит определять уровень поступающих в вузы, исходя из их знаний, а не на основании сомнительных результатов ЕГЭ, которые зачастую не соответствуют реальности.
Законопроект позволит обеспечить более качественный отбор среди кандидатов на поступление в российские образовательные учреждения и дать стране высококвалифицированных специалистов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства, однако потребует внесения изменений в ряд подзаконных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.