Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 257187-5 "О внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части зачисления суммы денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации, в местные бюджеты по месту совершения правонарушения), внесенному Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 257187-5 "О внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие зачисление сумм денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации, в бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту совершения правонарушения по нормативу 100 процентов.
согласно действующей редакции данных положений Кодекса суммы указанных денежных взысканий (штрафов) подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов. При этом основная часть данных взысканий (штрафов) устанавливается в основном законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что зачисление сумм указанных денежных взысканий (штрафов) в бюджеты муниципальных районов, городских округов необходимо для повышения заинтересованности органов местного самоуправления в обеспечении исполнения и соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а также стимулирования деятельности органов местного самоуправления по увеличению доходной базы местных бюджетов.
Вместе с тем автором законопроекта не учитывается, что в случае принятия законопроекта аналогичных стимулов по рассмотрению дел о правонарушениях, предусматривающих наложение указанных денежных взысканий (штрафов), а также осуществлению контроля за соблюдением законодательства субъектов Российской Федерации будут лишены органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования. Вместе с тем обеспечение исполнения и соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства субъектов Российской Федерации, а также осуществление контроля в данной сфере не относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения, установленным нормами статей 14-16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Необходимо также учитывать, что согласно части 5 статьи 46 Кодекса суммы денежных взысканий (штрафов), установленных правовыми актами органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, подлежат зачислению соответственно в бюджеты поселений, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по нормативу 100 процентов.
Таким образом, данные нормы Кодекса предусматривают определенные стимулы для органов местного самоуправления по рассмотрению дел о правонарушениях, предусматривающих наложение денежных взысканий (штрафов), установленных правовыми актами органов местного самоуправления, а также по осуществлению контроля за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальным нормативным правовым актам.
Кроме того, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не содержится данных, позволяющих определить размер дополнительных доходов местных бюджетов, которые они смогут получить в случае его принятия. В связи с этим, полагаем, что целесообразность принятия законопроекта, в том числе в целях увеличения доходной базы местных бюджетов требует дополнительного финансово-экономического обоснования, которое не представлено автором законопроекта.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.