Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 24366-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Владимирской области
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях предоставления возможности субъекту Российской Федерации при составлении бюджета полностью или частично заменить дотации из региональных фондов финансовой поддержки местных бюджетов дифференцированными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. Кроме того, предлагается использовать прогнозируемую величину налоговых доходов местных бюджетов очередного финансового года и уменьшить ее превышение над средней величиной соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта Российской Федерации, при котором может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов).
Статьей 1 законопроекта предлагается закрепить в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) полномочие субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом исключается пункт 3 статьи 58 Кодекса, в соответствии с которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны устанавливать единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.
Пунктом 5 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 142.2 Кодекса, согласно которым при предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из местных бюджетов применяют показатели расчетных налоговых доходов местных бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), исходя из уровня расчетных налоговых доходов местных бюджетов не ниже среднего уровня, увеличенного в 1,3 раза.
Предлагаемое законопроектом установление дифференцированных нормативов налоговых отчислений в местные бюджеты нарушает принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 31.1 Кодекса), который означает формирование налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
Следует отметить, что поступления налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты характеризуются стабильностью и высокой точностью прогнозирования. В бюджетах муниципальных образований налог на доходы физических лиц является бюджетообразующим: в 2006 году он составил 26,4 процента объема собственных доходов и 61,4 процента объема налоговых доходов местных бюджетов, а в 2007 году - 28 и 67,1 процента соответственно. Таким образом, действующая редакция пункта 3 статьи 58 Кодекса является гарантией налоговой автономии муниципальных образований, особенно с низким уровнем социально-экономического развития.
Предусматриваемое в законопроекте (пункт 5 статьи 1) применение уровня расчетных налоговых доходов местных бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в методиках расчета уровня, при превышении которого может осуществляться предоставление субсидий из местных бюджетов в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 142.2 Кодекса, вместо уровня расчетных налоговых доходов местных бюджетов в отчетном финансовом году приведет к снижению прозрачности, достоверности и объективности таких методик. Указанное изменение ведет к ухудшению точности планирования доходов местных бюджетов, снижению стабильности поступления доходов в местные бюджеты и, как следствие, к росту зависимости местных бюджетов от финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемая законопроектом совокупность изменений приведет не только к росту дотационности большинства муниципальных образований и уменьшению их финансовой самостоятельности, но и к незаинтересованности органов местного самоуправления в увеличении налоговой базы муниципальных образований.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.