Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 51748-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (об изменении порядка зачисления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения), внесенному Законодательным Собранием Владимирской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 51748-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Владимирской области, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие зачисление доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативам 90 процентов.
Согласно действующей редакции части 2 статьи 56 Кодекса данные налоговые доходы подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам 90 процентов.
Необходимо учитывать, что указанный специальный налоговый режим применяют субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом нормами статей 14-16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов отнесены соответственно вопросы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в поселении, а также по содействию его развития.
В связи с этим в целях стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию собственного налогового потенциала и расширению налоговой базы на соответствующих территориях, в том числе за счет поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства за местными бюджетами целесообразно закрепить доходы от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной указанной системы.
Указанные предложения содержаться также в рекомендациях Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы на тему "Проблемы финансового обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления" и семинара-совещания на тему "О практике применения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведенных в Государственной Думе соответственно 3 июля и 10 октября 2008 года.
По данным Министерства финансов Российской Федерации в случае передачи указанных доходов в местные бюджеты общий объем их налоговых доходов возрастет на 10,3%.
Вместе с тем необходимо учитывать, что передача данных налоговых доходов местным бюджетам повлечет уменьшение налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в случае закрепления доходов от указанных налогов за местными бюджетами одновременно следует решить вопрос о компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации за счет увеличения размеров дотаций на выравнивание уровня их расчетной бюджетной обеспеченности, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации или закрепления за ними других налоговых доходов.
Однако, в положениях законопроекта и финансово-экономическом обосновании к нему не предполагается решение указанных вопросов.
Кроме того, полагаем, что в законопроекте доходы от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения целесообразно распределить между бюджетами поселений, муниципальных районов и городских округов, а не только между бюджетами муниципальных районов и городских округов.
Следует также отметить, что в соответствии с статьей 2 законопроекта его вступление в силу предусматривается с 1 января 2009 года.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 53 Кодекса федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, в статье 2 законопроекта необходимо перенести сроки вступления его в силу.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию данного законопроекта с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.