Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 607164-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) для большинства плательщиков - работодателей установлен единый тариф страховых взносов (34,0 процента) с одной базы для начисления страховых взносов, ограниченной установленным верхним пределом.
При этом для отдельных категорий плательщиков страховых взносов Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ предусмотрены различные переходные периоды к общеустановленному тарифу страховых взносов. Такой подход был обусловлен стимулированием развития деятельности отдельных плательщиков, а в ряде случаев сохранением и поддержкой тех или иных организаций в связи с социальной направленностью их деятельности. Поэтому для таких категорий плательщиков была снижена фискальная нагрузка в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Законопроект подготовлен в целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах в части снижения ставки тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов.
Законопроектом на 2012 - 2013 годы предлагается:
- снизить максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков с 34 до 30 процентов (в ПФР - 22,0%, в ФСС РФ- 2,9% и в ФОМС - 5,1%) и установить тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10,0%;
- снизить тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20 процентов (в ПФР - 20,0%, в ФСС РФ - 0,0% и в ФОМС - 0,0%) для плательщиков - субъектов малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, применяющих специальные режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения; для некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения; для благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, в целях поддержки и создания экономических стимулов, необходимых для деятельности аптечных организаций, а также субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере транспорта и связи, в связи с их высокой социальной направленностью в законопроекте предлагается включить в перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, а также деятельность в сфере транспорта и связи, производства гнутых стальных профилей, стальной проволоки.
Законопроектом также предусматривается отнесение к субъектам малого предпринимательства, применяющим пониженные тарифы страховых взносов, аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
При этом с целью не ущемления прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов при установлении указанных тарифов предлагается осуществлять за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам фондов.
В части взимания обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации законопроект также приводит положения Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ) в соответствие с нормами Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым сумма начисленных страхователем застрахованному лицу страховых взносов, учитываемая в Пенсионном фонде Российской Федерации, делится на две части. Одна часть страховых взносов учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в целях формирования расчетного пенсионного капитала (16 процентных пункта тарифа страхового взноса, если все страховые взносы застрахованного лица направляются на страховую часть трудовой пенсии, и 10 процентных пункта тарифа страхового взноса, если страховые взносы застрахованного лица направляются на страховую и накопительную части трудовой пенсии), а другая - на общем, солидарном счете Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенным для осуществления выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии.
В этой связи понятийный аппарат Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ дополняется такими понятиями, как солидарная часть тарифа страховых взносов и индивидуальная часть тарифа страховых взносов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" приведет к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Это потребует осуществления трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов в следующих размерах:
млрд. рублей | ||
|
2012 год |
2013 год |
|
|
|
Необходимые трансферты из федерального бюджета при общем снижении тарифа для основной категории плательщиков (с 34,0% до 30,0%) в: |
|
|
Пенсионному фонду Российской Федерации |
225,67 |
267,78 |
Фонду социального страхования Российской Федерации (сохраняется действующий |
- |
- |
Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (сохраняется действующий тариф - 5,1%) |
- |
- |
Итого необходимые трансферты из федерального бюджета при общем снижении тарифа (с учетом дополнительных доходов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением тарифа 10,0% свыше предельной величины базы) |
225,67 |
267,78 |
Необходимые трансферты из федерального бюджета при снижении тарифа для малого предпринимательства в производственной и социальной сфере, в т.ч. для аптечных организаций (до 20%) в: |
|
|
Пенсионному фонду Российской Федерации нет снижения тарифа) |
- |
- |
Фонду социального страхования |
16,24 |
17,98 |
Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (0,0%) |
28,56 |
31,62 |
Итого необходимые трансферты из федерального бюджета при снижении тарифа для малого предпринимательства в производственной и социальной сфере, в т.ч. для аптечных организаций (до 20,0%) |
44,8 |
49,6 |
Итого необходимые трансферты из федерального бюджета |
270,47 |
317,38 |
_____________________________
* В отношении некоммерческих организаций информация не представлена в связи с отсутствием данных о базе для начисления страховых взносов данной категории плательщиков
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.