Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 407039-4 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
(об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость патентно-лицензионных операций)"
Досье на проект федерального закона
В целом проводимые в России реформы, в том числе, связанные со стимулированием развития инновационной деятельности, к сожалению, не дают того импульса технологической модернизации отечественной экономики, на который рассчитывали их организаторы. Сейчас можно констатировать практически полное завершение институциональных преобразований, однако скорость инвестиционно-инновационного обновления производительных сил не только не возросла, а напротив, недопустимо упала. Так, хотя в общемировом объеме страна имеет 12% ученых и 22% минеральных ресурсов, доля России в мировом производстве наукоемкой продукции по данным за 2005 год составляет всего 0,3%, а производительность труда во много раз (по некоторым оценкам - до 10 раз) ниже, чем в развитых государствах.
Все это позволяет констатировать, что необходимость дальнейшего реформирования налогового законодательства в части установления особенностей, касающихся налогообложения научных организаций и научной деятельности, очевидна. И также очевидно то, что основными задачами такого реформирования должно стать создание равных в этом смысле условий функционирования для самого широкого круга предприятий и организаций инновационных отраслей. При этом общей идей предлагаемых правок должно быть создание условий для того, чтобы, с одной стороны, налоговое бремя на научные организации не препятствовало их деятельности и не создавало бы условия, при которых существенные налоговые обязательства возникают независимо от фактического наличия прибыли. С другой стороны, финансирование научной деятельности должно быть каким-либо образом поощрено со стороны государства, а не порождать дополнительные налоговые платежи.
Анализ 21 главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации позволяет отметить, что ряд содержащихся в этом документе норм имеет отношение к изобретательской и инновационной деятельности.
Не признается объектом налогообложения по НДС, согласно п. 2 пп. 5 статьи 146 части второй НК РФ, передача на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным предприятиям. То есть указанные объекты исключаются из налогооблагаемой базы по НДС.
В соответствии со статьей 149 части второй НК РФ не подлежит налогообложению предоставление (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина; все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов; операции по выполнению НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
В отличие от законодательства по налогу на добавленную стоимость, действовавшего до 01 января 2001 года, то есть до ввода в действие второй части Налогового кодекса РФ, от обложения налогом на добавленную стоимость в настоящее время не освобождены патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности. Освобождение этих операций от налогообложения может и должно стать серьезным толчком к развитию инновационных отраслей в нашей стране.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, патентно-лицензионных операций и др.)
Законопроектом предполагается не облагать налогом на добавленную стоимость патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания), а также средства, используемые на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
При расчете общей суммы выпадающих доходов бюджетной системы, приняты следующие предположения.
В 2004 году патентно-лицензионных операций было совершено на сумму 1116,93 млн. рублей.
Средства, используемые в целях проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), в условиях 2004 года составили 13540,9 млн. рублей.
Кроме того, в расчетах необходимо учесть инфляцию, которая в 2005 году составила 11%, в 2006 году оценивается в 8,5%, а в 2007 - в 7,5%.
Выпадение доходов бюджетной системы при освобождении от налогообложения налогом на добавленную патентно-лицензионных операций (кроме посреднических), связанных с объектами промышленной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания), а также средств, используемых на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оценивается в следующих размерах:
Средства, используемые на цели проведения НИОКР в условиях 2004 года |
13540,9 млн. руб. |
Стоимость патентно-лицензионных операций в условиях 2004 года |
1116,93 млн. руб. |
Налоговая база при налогообложении налогом на добавленную патентно-лицензионных операций (кроме посреднических), связанных с объектами промышленной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания), а также средств, используемых на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в условиях 2004 года (сумма предыдущих двух строк) |
14657,83 млн. руб. |
Выпадение доходов бюджетной системы при освобождении от налогообложения налогом на добавленную патентно-лицензионных операций (кроме посреднических), связанных с объектами промышленной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания), а также средств, используемых на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в условиях 2004 года (15,25% от суммы в предыдущей строке) |
2235,32 млн. руб. |
Выпадение доходов бюджетной системы при освобождении от налогообложения налогом на добавленную патентно-лицензионных операций (кроме посреднических), связанных с объектами промышленной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания), а также средств, используемых на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в условиях 2007 года (*1,11*1,085*1,075) |
2894 млн. руб. |
Общая сумма выпадающих доходов бюджетной системы оценивается примерно в 2,9 млрд. рублей в годовом исчислении.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
(об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость патентно-лицензионных операций)".
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость патентно-лицензионных операций)" не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.