Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 407081-4 "О внесении изменения в статьи 346.12, 346.13 и 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
(в части повышения годового дохода до 70 млн. рублей, снятия ограничений на состав учредителей и уточнения порядка определения расходов для научных организаций и инновационных предприятий)"
Досье на проект федерального закона
Согласно подпункту 14 пункта 3 части второй Налогового кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. В настоящее время данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12"
С 01 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ данное ограничение также не будет распространяться на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Таким образом, в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, желающих перейти на упрощенную систему налогообложения, уже в настоящее время предусмотрен ряд исключений в отношении применения критерия доли участия юридических лиц в организации. В целях стимулирования трансфера технологий, интеграции науки и высшей школы, передачи результатов научных исследований в опытное и мелкосерийное производство и стимулирования других направлений научной и инновационной деятельности целесообразно сделать такое исключение и в отношении научных организаций и инновационных предприятий, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Кроме того, существует проблема ограничения величины выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения. Для научных организаций и инновационных предприятий она является особенно значимой, поскольку данная деятельность является наименее предсказуемой и планируемой в части определения величины доходов. Разумно было бы предоставить научным организациям и инновационным предприятиям возможность последовательно применять упрощенную систему налогообложения из года в год, не опасаясь собственного расширения, как фактора, влекущего потерю прав на налоговые преференции.
Целью данного законопроекта является сокращение числа ограничений для научных организаций и инновационных предприятий, желающих применять упрощённую систему налогообложения, в частности:
- повышение верхней границы годового дохода, дающего право на применение упрощённой системы налогообложения, до 70 млн. рублей;
- снятие ограничений на субъектный состав учредителей, акционеров научной организации и инновационного предприятия.
- введение открытого перечня расходов для тех налогоплательщиков, которые используют систему "доходы минус расходы".
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статьи 346.12, 346.13 и 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
(в части повышения годового дохода до 70 млн. рублей, снятия ограничений на состав учредителей и уточнения порядка определения расходов для научных организаций и инновационных предприятий)"
Суммарные потери бюджетной системы складываются из потерь, возникающих при снятии ограничений, предусмотренных законопроектом, у:
1. Организаций науки;
2. Инновационных предприятий.
1. Выпадение доходов бюджетной системы при снятии ограничений, предусмотренных законопроектом, у организаций науки рассчитано исходя из следующих допущений:
Число малых предприятий, занятых в науке, в 2005 году составило 20700 организаций. При реализации положений, предусмотренных законопроектом, число таких организаций увеличится вдвое. Кроме того, положительным эффектом снятия ограничений станет легализация доходов предприятий, которая оценивается в 30%, и рост объемов оборота предприятий, который оценивается в 25%.
В среднем, сумма налоговых поступлений от организаций с оборотом от 40 до 60 млн. рублей, занятых в науке, оценивается примерно в 10% от оборота предприятия. Поэтому потери бюджетной системы выразятся в разнице между теми налоговыми платежами предприятий, которые поступали при применении общей системы налогообложения, и налоговыми поступлениями от предприятий, которые перешли на упрощенную систему налогообложения (УСН) и облагаются по ставке 6%.
Полученную таким образом величину необходимо скорректировать на инфляцию, которая в 2006 году оценивается в 8,5%, а в 2007 году - 7,5%.
Потери бюджетной системы при снятии ограничений, предусмотренных законопроектом, у организаций науки оцениваются в следующих размерах:
1. |
Поступления налогов по УСН в 2005 году |
39 407,5 млн. руб. |
2. |
Поступления налогов по УСН от малых научных предприятий в 2005 году |
827,6 млн. руб. |
3. |
Поступление налоговых платежей при переходе части научных предприятий на упрощенную систему налогообложения при реализации положений, предусмотренных законопроектом, в условиях 2005 года |
1 379,31 млн. рублей |
4. |
Выпадение доходов бюджетной системы при переходе части научных предприятий на упрощенную систему налогообложения при реализации положений, предусмотренных законопроектом, в условиях 2005 года (разница между строками 3 и 2) |
551,71 млн. руб. |
5. |
Эффект легализации в условиях, предусмотренных законопроектом, в 2005 году |
248,28 млн. руб. |
6. |
Эффект роста объемов оборота предприятий в условиях, предусмотренных законопроектом, в 2005 году |
206,9 млн. руб. |
7. |
Выпадение доходов бюджетной системы при переходе части научных предприятий на упрощенную систему налогообложения при реализации положений, предусмотренных законопроектом, в условиях 2005 года (разница между строками 3 и 2) |
96,53 млн. руб. |
8. |
Выпадение доходов бюджетной системы при переходе части научных предприятий на упрощенную систему налогообложения при реализации положений, предусмотренных законопроектом, в условиях 2005 года (разница между строками 3 и 2) |
112,6 млн. руб. |
Выпадение доходов бюджетной системы от научных организаций в условиях, предусмотренных законопроектом, в годовом исчислении составляют 112,6 млн. рублей.
2. Выпадение доходов бюджетной системы при снятии ограничений, предусмотренных законопроектом, у инновационных предприятий рассчитано исходя из следующих допущений:
В общем числе организаций число инновационных предприятий составляет 11%, у которых удельный вес оказываемых услуг, относящихся к инновационной деятельности, составляет 2,9.
При реализации положений, предусмотренных законопроектом, число малых инновационных организаций увеличится вдвое. Кроме того, положительным эффектом снятия ограничений станет легализация доходов инновационных предприятий, которая оценивается в 30%, и рост объемов оборота инновационных предприятий, который оценивается в 25%. Выпадение доходов бюджетной системы выразятся в разнице между теми налоговыми платежами малых инновационных предприятий, которые поступали при применении общей системы налогообложения, и налоговыми поступлениями от инновационных предприятий, которые перешли на упрощенную систему налогообложения и облагаются по ставке 6%. Полученную таким образом величину необходимо скорректировать на инфляцию, которая в 2006 году оценивается в 8,5%, а в 2007 году - 7,5%
Потери бюджетной системы при снятии ограничений, предусмотренных законопроектом, у инновационных предприятий оцениваются в следующих размерах:
1. |
Поступления налогов по упрощенной системе налогообложения в 2005 году |
39 407,5 млн. руб. |
2. |
Поступления налогов по УСН от малых инновационных предприятий в 2005 году. |
134,85 млн. руб. |
3. |
Поступление налоговых платежей при переходе части инновационных предприятий на УСН при реализации положений, предусмотренных законопроектом, в условиях 2005 года |
224,75 млн. руб. |
4. |
Выпадение доходов бюджетной системы при переходе части инновационных предприятий на УСН при реализации положений, предусмотренных законопроектом, в условиях 2005 года (разница между строками 3 и 2) |
89,9 млн. руб. |
5. |
Эффект легализации в условиях, предусмотренных законопроектом, в 2005 году |
40,46 млн. руб. |
6. |
Эффект роста объемов оборота инновационных предприятий в условиях, предусмотренных законопроектом, в 2005 году |
33,71 млн. руб. |
7. |
Выпадение доходов бюджетной системы от инновационных предприятий в условиях, предусмотренных законопроектом, в 2005 году (разница между 4, 5 и 6 строками) |
15,73 млн. руб. |
8. |
Выпадение доходов бюджетной системы от инновационных предприятий при реализации положений, предусмотренных законопроектом, в условиях 2007 года (*1,085*1,075) |
18,34 млн. руб. |
Выпадение доходов бюджетной системы от инновационных предприятий в условиях, предусмотренных законопроектом, в годовом исчислении составляют 18,34 млн. рублей.
Суммарные потери бюджетной системы в годовом исчислении составят 130,94 млн. рублей:
Суммарные потери бюджетной системы от научных организаций в условиях, предусмотренных законопроектом, в 2007 году |
112,6 млн. руб. |
Суммарные потери бюджетной системы от инновационных предприятий в условиях, предусмотренных законопроектом, в 2007 году |
18,34 млн. руб. |
Суммарные потери бюджетной системы в 2007 году |
130,94 млн. руб. |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статьи 346.12, 346.13 и 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
(в части повышения годового дохода до 70 млн. рублей, снятия ограничений на состав учредителей и уточнения порядка определения расходов для научных организаций и инновационных предприятий)"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статьи 346.12, 346.13, 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части повышения годового дохода до 70 млн. рублей, снятия ограничений на состав учредителей и уточнения порядка определения расходов для научных организаций и инновационных предприятий)" потребуется внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" N 127-ФЗ от 23.08.1996 г в части определения инновационного предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.