Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 131789-5 "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан исходя из требований, вытекающих из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
С 1 января 2009 года вступает в силу новая редакция статьи 179 "Долгосрочные целевые программы" Бюджетного кодекса Российской Федерации. Которой предлагается введение новой процедуры утверждения долгосрочных целевых программ, а именно установление порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, а также утверждение самих программ будет осуществляться для федеральных программ - Правительством Российской Федерации, для долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для муниципальных целевых программ - местной администрацией муниципального образования.
В ныне действующей редакции указанной статьи Бюджетного кодекса долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.
Настоящий проект федерального закона разработан в целях сохранения ныне действующего порядка утверждения целевых программ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии с подпунктом г пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, к которым относятся и целевые программы, должны утверждаться законом субъекта Российской Федерации.
О том, что целевые программы относятся к программам социально-экономического развития и их необходимо утверждать нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации было отмечено в заключении Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 апреля 2007 года N 181/18 на проект федерального закона N 390105-4 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Об этом же свидетельствует и анализ обширной судебной практики, в частности Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2002 года по Делу N 30-Г02-4; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2006 года по Делу N 72-Г06-2; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2006 года по Делу N 58-Г06-49; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2007 года по Делу N 52-Г07-4; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2007 года по Делу N 10-Г07-5.
Так в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2006 года по Делу N 72-Г06-2 о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п.25 Положения о разработке и реализации областных целевых программ, областных программ и программ социально-экономического развития Читинской области, утвержденного постановлением администрации Читинской области N 118-А/П от 4 мая 2005 года по кассационному представлению прокурора на решение Читинского областного суда от 2 февраля 2006 года сказано, что целевые программы и программы социально-экономического развития представляют собой комплекс мероприятий социально-экономического развития по отдельным направлениям, то есть фактически являются программами социально-экономического развития отдельных отраслей экономики или социальной сферы и, следовательно, должны утверждаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, данным законопроектом предлагается заменить понятие "долгосрочная целевая программа", применяемое в рассматриваемой статье Бюджетного кодекса, и ввести такой термин, как "государственная (муниципальная) целевая программа", подразумевая под государственной целевой программой федеральную целевую программу либо региональную целевую программу субъекта Российской Федерации.
В федеральном законодательстве нет понятия долгосрочной целевой программы, что дает право и субъектам Российской Федерации, и судебным органам самостоятельно устанавливать временные сроки указанной программы, в частности в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 10-Г07-5 сказано, что долгосрочная целевая программа должна утверждаться законодательным (представительным) органом государственной власти, поскольку рассчитана на срок более одного года.
Между тем Федеральный закон от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" предусматривает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную (до 10 лет), среднесрочную (от 3-х до 5-ти лет) и краткосрочную (1 год) перспективу.
Аналогичная периодичность может быть применена и для составления государственных (муниципальных) целевых программ. В случае же, когда бюджетным законодательством Российской Федерации определен порядок утверждения только долгосрочных целевых программ, неизбежно возникнут разногласия между исполнительными и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между исполнительно-распорядительными органами и представительными органами муниципальных образований по вопросу определения порядка утверждения краткосрочных и среднесрочных целевых программ.
Также предлагается в абзаце втором части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса слова "до дня" заменить словами "до срока, определенного законом субъекта Российской Федерации, решением представительного органа муниципального образования". Предлагается внести данные изменения по следующим основаниям. Как правило, в законе субъекта Российской Федерации, решении представительного органа муниципального образования о бюджетном процессе устанавливается норма о том, до какого числа месяца текущего года необходимо внести проект закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (то есть устанавливается крайний срок для его внесения), поэтому предвидеть за месяц в какой именно день будет внесен проект, довольно сложно.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих актов федерального законодательства, а также принятия новых.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.