Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 131789-5 "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (об определении понятия государственной (муниципальной) целевой программы, уточнении процедуры утверждения целевых программ), внесенному Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 131789-5 "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), устанавливающие понятия "федеральные целевые программы", "региональные целевые программы" и "муниципальные целевые программы", а также изменяющие порядок утверждения долгосрочных целевых программ.
Данные изменения предусматривают, что долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета (федеральные целевые программы), бюджета субъекта Российской Федерации (региональные целевые программы), местного бюджета (муниципальные целевые программы), утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований.
Согласно действующей редакции статьи 179 Кодекса разработка и утверждение указанных программ отнесены соответственно к компетенции Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования. При этом данные положения Кодекса вступили в силу с 1 января 2009 года.
Указанные органы власти выполняют исполнительно-распорядительные функции, поэтому могут более эффективно и оперативно решать указанные вопросы.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что законопроект подготовлен в целях сохранения действовавшего до 1 января 2009 года порядка утверждения долгосрочных целевых программ (подпрограмм), а также устранения противоречий между положениями статьи 179 Кодекса и ряда федеральных законов, возникающих относительно порядка их утверждения.
Так, нормами подпункта "г" части 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено утверждение законом субъекта Российской Федерации программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Кроме того, нормы пункта 4 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) предусматривают, что принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в законодательстве Российской Федерации не определены понятия "программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации", "программы развития муниципального образования" и "долгосрочные целевые программы".
В связи с этим правовое регулирование указанных вопросов может осуществляться соответственно правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, в которых могут быть определены четкие признаки, позволяющие разграничить указанные понятия (часть 4 статьи 76 и часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Согласно нормам части 3 статьи 1 Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" под программой социально-экономического развития Российской Федерации понимается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В частности, в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены: макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая политика и другие вопросы (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ).
С учетом указанных положений полагаем, что программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации также является важным инструментом реализации стратегии социально-экономического развития территории и включает в себя мероприятия целевых программ субъекта Российской Федерации, а также определяет пути решения широкого спектра социально-экономических проблем субъекта Российской Федерации.
В тоже время долгосрочная целевая программа является системой взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на решение проблем в отдельных отраслях экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации и достижение конечных результатов, в указанных отраслях и сферах. При этом данная программа предусматривает расходные обязательства на выполнение ее мероприятий.
В связи с этим понятия "программа социально-экономического развития" и "долгосрочная целевая программа" не являются идентичными по своему содержанию и назначению.
К программам развития муниципального образования могут относиться программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (пункт 4 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131), а также программы комплексного развития нескольких отраслей экономики и социальной сферы муниципальных образований. Данные программы в отличие мероприятий, указанных в долгосрочных целевых программах, могут предусматривать общие направления, стратегии и принципы развития муниципального образования, а также механизмы их реализации.
В свою очередь программы развития муниципального образования могут содержать положения о необходимости разработки и утверждения определенных долгосрочных целевых программ, а также принятия органами местного самоуправления муниципальных правовых актов по реализации конкретных мероприятий.
В связи с изложенным долгосрочные целевые программы могут рассматриваться только как одни из механизмов реализации вышеуказанных программ и, как таковые, не должны противоречить программам социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и программам развития муниципального образования, принимаемым соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, но должны развивать и конкретизировать их положения.
Таким образом, положения указанных законодательных актов позволяют субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям разграничить полномочия между законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также между представительными органами муниципальных образований и местными администрациями относительно разработки и утверждения указанных программ.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.