Заключение
Комитета по бюджету и налогам по проекту федерального закона N 407087-4 "О внесении изменения в статьи 256, 265 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций средств и имущества, переданных ими на финансирование деятельности научных и образовательных организаций, а также фондов поддержки науки и образования), внесенному депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, Ж.И. Алферовым, С.И. Колесниковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 407087-4 "О внесении изменения в статьи 256, 265 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается включить в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль организаций, установленных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), расходы в виде стоимости безвозмездно переданных средств и имущества, а также расходов, непосредственно связанных с такой передачей, при условии целевого характера этой передачи, направленной на финансирование деятельности научных и образовательных организаций, либо на финансирование фондов поддержки научных исследований и (или) образовательной деятельности на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 статьи 270 Кодекса расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса, относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения налогом на прибыль организаций.
Согласно пункту 1 статьи 265 Кодекса в состав установленных данной нормой внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
При этом пунктом 1 статьи 252 Кодекса установлено, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании вышеизложенных норм Кодекса расходы в виде стоимости безвозмездно переданных средств и имущества, а также расходов, непосредственно связанных с такой передачей, в целях исчисления налога на прибыль не могут быть признаны обоснованными в связи с тем, что они не связаны с предпринимательской деятельностью налогоплательщика. В связи с чем предлагаемое авторами законопроекта изменение представляется нецелесообразным.
Что касается предлагаемого законопроектом изменения в части включения в состав амортизируемого имущества в целях главы 25 Кодекса основных средств, переданных в безвозмездное пользование зарегистрированным на территории Российской Федерации научным и образовательным организациям, а также фондам поддержки научных исследований и (или) образовательной деятельности, то необходимо иметь в виду следующее.
Пунктом 1 статьи 256 Кодекса установлено, что амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признается имущество, которое используется налогоплательщиком для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.
В то же время, передача имущества в безвозмездное пользование не предполагает получения экономической выгоды в денежной или натуральной форме. В связи с этим, предложение авторов законопроекта в части внесения изменений в статью 256 Кодекса также не поддерживается.
Одновременно с этим, Комитет обращает внимание на то, что изложенный в законопроекте порядок вступления в силу федерального закона не соответствует требованиям пункта 1 статьи 5 Кодекса, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
К законопроекту имеются также замечания юридико-технического характера.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 407087-4 "О внесении изменения в статьи 256, 265 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.