Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 411531-5 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (об уточнении условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам), внесенный Государственной Думой Ставропольского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 411531-5 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Государственной Думой Ставропольского края, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), которыми предлагается исключить возможность предоставления субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
В настоящее время согласно указанным положениям БК РФ и Федерального закона N 131-ФЗ поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ, перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных указанным Федеральным законом, в случаях, установленных уставом муниципального района.
При этом согласно пункту 1 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального района может формироваться из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что перечисление указанных субсидий бюджетам муниципальных районов не только значительно усложняет межбюджетные отношения в субъекте Российской Федерации и увеличивает объём встречных финансовых потоков, но и нарушает требование единства методики межбюджетного регулирования, что приводит к установлению дополнительных условий при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо учитывать, что перечисление данных субсидий из бюджетов поселений в бюджеты указанных муниципальных районов является одним из механизмов, за счет которого осуществляется софинансирование расходов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера муниципального района, представительный орган которого формируется указанным способом. Порядок перечисления данных субсидий в бюджет муниципального района был предусмотрен законодателем в связи с установлением указанного способа формирования представительного органа муниципального района и непосредственно взаимоувязан с ним. При этом в случае, если во всех или в подавляющем большинстве муниципальных районов субъекта Российской Федерации будет обеспечено формирование представительных органов муниципальных районов указанным способом, то перечисление этих субсидий в их бюджеты не может значительно усложнить механизм формирования межбюджетных отношений в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В то же время авторами законопроекта не представлено данных, подтверждающих наличие вышеуказанных проблем в других субъектах Российской Федерации, которые возникают в связи с действием упомянутых норм БК РФ. В связи с этим невозможно сделать однозначный вывод о том, что внесение предлагаемых законопроектом изменений может существенно повлиять на оптимизацию межбюджетных отношений во всех субъектах Российской Федерации. Поэтому, полагаем, что исключение самой возможности предоставления субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера нецелесообразно.
В то же время следует отметить, что согласно нормам статьи 142.3. БК РФ размер указанных межбюджетных субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех поселений данного муниципального района. При этом в случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет, в порядке, определяемом финансовым органом муниципального района с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Следовательно, перечисление таких субсидий из бюджетов поселений является для них обязательным требованием, в случае, если оно будет предусмотрено в уставе соответствующего муниципального района. В связи с этим, в целях защиты бюджетной самостоятельности отдельных поселений от необоснованно завышенных размеров фактического изъятия средств из их бюджетов в БК РФ было бы целесообразно предусмотреть процедуру урегулирования разногласий между органами местного самоуправления отдельных поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов, которые могут возникнуть относительно размеров, целей, порядка (методики) расчета, перечисления и использования таких субсидий.
В целях обеспечения бюджетной самостоятельности поселений в качестве другого варианта решения указанной проблемы возможно проработать вопрос о внесении изменений в БК РФ, которые предусматривали бы возможность перечисления указанных субсидий из бюджетов поселений в бюджеты всех муниципальных районов независимо от способа формирования их представительных органов в добровольном порядке, при наличии у них соответствующих финансовых возможностей осуществлять софинансирование вопросов местного значения межмуниципального характера. Однако, нормами законопроекте не предусматривается решение указанных вопросов таким образом.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.