Заключение
Комитета Государственной Думы по энергетике от 28 сентября 2011 г. N 3.25-5/119 по проекту федерального закона N 493730-4 "О специальном техническом регламенте "О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 493730-4 "О специальном техническом регламенте "О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу" и отмечает следующее.
Настоящий специальный технический регламент (далее - технический регламент) внесен в Государственную Думу 14 ноября 2007 года членами Совета Федерации В.К. Гусевым, Н.И. Рыжковым и О.М. Толкачевым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, а также Е.Н. Заяшниковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Технический регламент устанавливает требования к основным параметрам качества автомобильных бензинов и дизельного топлива, применяемых в двигателях внутреннего сгорания, размещаемых на механических транспортных средствах, и стандарты качества автомобильных бензинов и дизельного топлива, соответствующие требованиям действующих европейских стандартов.
Объектом технического регулирования являются автомобильные бензины и дизельное топливо, используемое для заправки механических транспортных средств, производимые и реализуемые на территории Российской Федерации.
Подтверждение соответствия автомобильных бензинов и дизельного топлива требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме обязательной сертификации со сроком действия сертификата не более трёх лет.
В техническом регламенте установлены основные показатели автомобильных бензинов, соответствующие экологическим классам автомобильной техники (класса 2, 3 и 4), которые, в свою очередь, установлены Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 года N 609 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
Продолжительность перехода на топливо современного европейского качества не ограничена. Более того, регламент допускает использование одновременно разных классов топлива, учитывая при этом состояние автомобильного парка страны и перспектив его изменения.
Нормы по автомобильным бензинам и дизельному топливу в представленном проекте унифицированы с Директивами Европарламента и Еврокомиссии ЕС 98/70 и ЕС 2003/17, что облегчает интеграцию в европейскую экономику. Применительно к этим топливам в проекте отсутствуют избыточные показатели технического регулирования, не регулируемые европейскими нормами (в отличие от технического регламента, принятого Правительством Российской Федерации, - "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту").
Достоинством проекта является также то, что он предусматривает использование дешевого дизельного топлива для сельскохозяйственной, тепловозной, строительной и внедорожной техники в районах, где отсутствует напряженная экологическая ситуация, зато имеется в наличие парк устаревшей сельхозтехники.
Однако Комитет не поддерживает данный законопроект по следующим основаниям.
Так, наименование законопроекта нуждается в уточнении, поскольку согласно Федеральному закону от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ признана утратившей силу статья 8 Федерального закона "О техническом регулировании", которая предусматривала деление технических регламентов на общие и специальные.
Законопроект по своей структуре не соответствует структуре законодательного акта, в соответствии с которой законопроект должен состоять из статей, частей, пунктов, подпунктов и абзацев. Кроме того, согласно правилам юридической техники приложения имеют вспомогательное значение по отношению к тексту законопроекта, в них должны содержаться цифры, таблицы, графики, дополняющие нормы, закрепленные в законодательном акте.
Комитет считает также недостатком законопроекта - отсутствие требований к авиационным и судовым топливам и мазутам.
Принимая во внимание эксплуатацию различной техники в районах с холодным и арктическим климатом, считаем необходимым установить в законопроекте требования к дизельному топливу с учетом климатических и географических особенностей России.
В пояснительной записке законопроекта ошибочно определен предмет правового регулирования как установление требований к автомобильному бензину и дизельному топливу в целях снижения негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ на окружающую среду и здоровье человека, а также повышения безопасности и сохранности автотранспортных средств, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.
Указанные требования урегулированы действующим технически регламентом, утвержденным указанным ранее Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 года N 609. Данный регламент применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техники вредных (загрязняющих) веществ, а объектом технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а также топливо для таких двигателей. Кроме того, предлагается установить требования к автомобильным бензинам и дизельному топливу для автомобильной техники соответствующего экологического класса в Российской Федерации, в условиях перехода на современные экологические нормы.
В статье 3 законопроекта вместо автомобильного бензина и дизельного топлива некорректно употребляется термин "нефтепродукты", к которым помимо названных относятся согласно статьям 181 и 190 Налогового кодекса РФ (часть вторая) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также, так называемый, прямогонный бензин.
Следует отметить, что законопроект не в полной мере соответствует Федеральному закону "О техническом регулировании".
Вопреки утверждению в пояснительной записке к законопроекту, что "эксплуатация некачественного моторного топлива угрожает безопасности и сохранности машин и механизмов, находящихся в собственности граждан и юридических лиц", в пункте 1 технического регламента оказались не учтенными такие цели технического регламента, как защита имущества физических и юридических лицу, государственного и муниципального имущества (в соответствии с пунктом 1 статьи 6 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" технический регламент с учетом степени риска причинения вреда устанавливает требования, которые должны обеспечить безопасность использования автомобильного бензина и дизельного топлива в целях, указанных в пункте 1 статьи 6 Федерального закона. Однако в пункте 2 рассматриваемого проекта федерального закона предлагается устанавливать иные требования - требования к основным параметрам качества автомобильного бензина и дизельного топлива, применяемых в двигателях внутреннего сгорания в механических транспортных средствах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" рассматриваемый технический регламент содержит перечень и описания объектов технического регулирования, требования к этим объектам, а также подтверждение соответствия объектов регулирования требованиям регламента в форме обязательной сертификации. Однако помимо этого технический регламент должен содержать отсутствующие правила идентификации объектов технического регулирования в целях применения технического регламента, а также правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Ряд иных замечаний по несоответствию законопроекта правовым нормам в области технического регулирования отмечены в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы.
В законопроекте имеются и другие недостатки, в том числе юридико-технического и редакционного характера.
Кроме того, Комитет обращает внимание, что 27 февраля 2008 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 118 утвержден технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", согласно которому установлены требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту для автомобильной техники современных экологических классов, начиная со второго и до пятого класса включительно.
Требования данного технического регламента по сравнению с рассматриваемым законопроектом распространяется не только на автомобильное, но и на авиационное и судовое топливо.
Более того, с момента вступления в силу данного технического регламента по предложениям нефтяников и потребителей были внесены изменения по совершенствованию его положений с целью приближения их к существующим реалиям.
Изменениями в технический регламент от 7 сентября 2011 года введены новые сроки перехода на экологические классы топлива: переход на Евро-2 должен состояться до 31 декабря 2012 года, на экологический класс Евро-3 - до 31 декабря 2014 года, Евро-4 - до 31 декабря 2015 года. Срок перехода на Евро-5 не ограничен. Также включено требование информировать автомобилистов о качестве топлива через маркировку на АЗС и внесение соответствующей информации в товарные чеки.
Необходимость введения указанных изменений была обусловлена потреблением более половины всех автомобилей российского автопарка топливо качества ниже класса Евро-3. Кроме того, решение задач повышения эффективности нефтепереработки и экологических программ потребует от нефтяных компаний больших долговременных капитальных затрат, поскольку отличительной особенностью отечественной отрасли является высокая первичная переработка нефти на фоне устаревшей физически и морально технологической базы.
Предпринятые меры позволят исключить возникновение угрозы дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке, а также будут способствовать обеспечению потребителей высококачественным топливом в соответствии с темпами обновления отечественного автопарка.
Таким образом, принимая во внимание действующий технический регламент, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года N 118, с учетом внесенных в него изменений, способствующих в ходе его реализации обеспечить в указанные сроки переход страны на экологически чистое топливо, Комитет считает нецелесообразным дальнейшее рассмотрение по данной тематике законопроекта N 493730-4.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 493730-4 "О специальном техническом регламенте "О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу".
Председатель Комитета |
Ю.А. Липатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.